Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге

Художественный руководитель В.Э.Рецептер

Художественный руководитель Центра - Рецептер Владимир Эмануилович
Адрес: 191011, г. Санкт-Петербург, н. р.Фонтанки, 41
Телефон: 110-47-23, 110-47-67 /код 8-812/
Факс: 110-47-23

Из истории центра

   Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге был учрежден Министерством культуры Российской Федерации в 1992 году в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина как всесоюзная и международная творческая организация, призванная вести работу по освоению пушкинского наследия.
   Соучредителями выступили Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Александринский театр (Санкт-Петербургский академический театр драмы им. А.С.Пушкина).
   Центр возглавил Владимир Эммануилович Рецептер - заслуженный артист РФ, известный актер, режиссер, поэт, прозаик, драматург, член Союза писателей РФ. В художественный совет вошли такие крупнейшие деятели науки и искусства России как Д.Лихачев, С.Фомичев, О.Басилашвили, В.Непомнящий, П.Фоменко, В.Гаврилин, С.Юрский, Э.Кочергин, Ст.Рассадин и др.
   Пушкинский театральный центр возник как возможный ответ на одну из самых насущных проблем и загадок русской сцены, именуемую "Театр Пушкина", с тем, чтобы сдвинуть в этом направлении российский театр, найти живые силы и пути движения, выработать методологию, традицию, наконец, создать пушкинскую театральную "школу". Это большая стратегическая цель, рассчитанная на десятилетия. Путь к ней начат самим созданием Центра и его творческой работой шести лет.
Суперобложка книги "Возвращение Пушкинской Русалки"   Главное направление деятельности Центра - создание "Театрального собрания сочинений А.С. Пушкина" - выпуск камерных спектаклей Пушкинским центром (в том числе по произведениям, ранее не имевшим сценической истории), совместные постановки с другими театрами России, расширение российской сценической Пушкинианы. В 1992 - 96 годах выпущено 14 спектаклей с привлечением режиссеров и актеров Петербурга, Пскова и других городов. Впервые на драматической сцене представлены "Роман в письмах", "Песни западных славян", "Русалка" и др.
   Большое место в реализации идей Центра занимают фестивальная и издательская деятельность, программа "Пушкин и дети", проведение смотров, конкурсов и другие акции.
   Заметными событиями в культурной жизни России стали ежегодные Всероссийские Пушкинские театральные фестивали, проходящие в феврале в Пскове и Пушкинских Горах и приуроченные к дню памяти Поэта. Впервые в театральной практике Центр объединил ученых - исследователей и практиков театра, сделав творческую лабораторию неотъемлемой частью фестивальной программы, образовав энергию обратной связи между сценой и научно-аналитической стороной освоения пушкинского наследия. Участниками и гостями этих фестивалей были такие крупнейшие мастера театра, как О.Ефремов, П.Фоменко, А.Васильев, А.Шапиро, Н.Орлов, Э.Някрошюс и многие другие. В теоретических конференциях приняли участие виднейшие пушкинисты и литераторы России и зарубежья – С.Фомичев, Ст.Рассадин, Е.Маймин, Элен Анри (Франция) и другие.
   В 1996 году Пушкинский фестиваль стал международным. В марте 1996 г. он прошел во Франкфурте-на-Майне (Германия), а в марте 1997 г. – в Бристоле (Великобритания). Зарубежные фестивали обнаружили большой интерес европейцев к творчеству Пушкина и явный дефицит в его удовлетворении. На них обсуждались проблемы перевода Пушкина на мировые языки.
   Издательская программа Центра «Пушкинская премьера» призвана открывать новые и неожиданные научные, исторические и художественные аспекты пушкинского творчества. В 1996 г. опубликован сборник «Пушкин в прижизненной критике. 1820-1827 гг.». В 1998 г. выход в свет книга «Возвращение пушкинской «Русалки», в которой объединились новое прочтение пушкинской рукописи Владимиром Рецептером и новые иллюстрации к ней Михаила Шемякина. Впервые за 160 лет трагедия Пушкина печатается в соответствии с последним указанием рукописи, в новом для чтения порядке сцен, с параллельным переводом на английский язык. Этот проект вышел за рамки издательской программы – в нем соединились работа театральная, выставочная и источниковедческая – книга, выставки факсимильно воспроизведенной рукописи Пушкина и графических иллюстраций Шемякина, моноспектакля В.Рецептера «История читательских заблуждений».

 Особенности театрального здания

Интерьер дома Ильиной-Кочневой
Интерьер дома Ильиной-Кочневой
Основной сценической площадкой Центра является анфилада Дома Кочневой (Фонтанка, 41). Это здание построено в 1805-1808 гг. по проекту архитектора Л.Руска, интерьеры его украшены оригинальными барильефами И.Теребенева, автора легендарных атлантов Эрмитажа. Парадная лестница и анфилада комнат второго этажа прекрасно сохранились и до сих пор хранят дух пушкинской эпохи. Интерьер дома Ильиной-Кочневой
Интерьер дома Ильиной-Кочневой