Государственный Пушкинский театральный центр в
Санкт-Петербурге был учрежден Министерством
культуры Российской Федерации в 1992 году в
преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения
А.С.Пушкина как всесоюзная и международная
творческая организация, призванная вести работу
по освоению пушкинского наследия.
Соучредителями выступили Комитет по
культуре Санкт-Петербурга и Александринский
театр (Санкт-Петербургский академический театр
драмы им. А.С.Пушкина).
Центр возглавил Владимир Эммануилович
Рецептер - заслуженный артист РФ, известный
актер, режиссер, поэт, прозаик, драматург, член
Союза писателей РФ. В художественный совет вошли
такие крупнейшие деятели науки и искусства
России как Д.Лихачев, С.Фомичев, О.Басилашвили,
В.Непомнящий, П.Фоменко, В.Гаврилин, С.Юрский,
Э.Кочергин, Ст.Рассадин и др.
Пушкинский театральный центр возник как
возможный ответ на одну из самых насущных
проблем и загадок русской сцены, именуемую
"Театр Пушкина", с тем, чтобы сдвинуть в этом
направлении российский театр, найти живые силы и
пути движения, выработать методологию, традицию,
наконец, создать пушкинскую театральную
"школу". Это большая стратегическая цель,
рассчитанная на десятилетия. Путь к ней начат
самим созданием Центра и его творческой работой
шести лет.
Главное
направление деятельности Центра - создание
"Театрального собрания сочинений А.С.
Пушкина" - выпуск камерных спектаклей
Пушкинским центром (в том числе по произведениям,
ранее не имевшим сценической истории),
совместные постановки с другими театрами России,
расширение российской сценической Пушкинианы. В
1992 - 96 годах выпущено 14 спектаклей с привлечением
режиссеров и актеров Петербурга, Пскова и других
городов. Впервые на драматической сцене
представлены "Роман в письмах", "Песни
западных славян", "Русалка" и др.
Большое место в реализации идей Центра
занимают фестивальная и издательская
деятельность, программа "Пушкин и дети",
проведение смотров, конкурсов и другие акции.
Заметными событиями в культурной жизни
России стали ежегодные Всероссийские Пушкинские
театральные фестивали, проходящие в феврале в
Пскове и Пушкинских Горах и приуроченные к дню
памяти Поэта. Впервые в театральной практике
Центр объединил ученых - исследователей и
практиков театра, сделав творческую лабораторию
неотъемлемой частью фестивальной программы,
образовав энергию обратной связи между сценой и
научно-аналитической стороной освоения
пушкинского наследия. Участниками и гостями этих
фестивалей были такие крупнейшие мастера театра,
как О.Ефремов, П.Фоменко, А.Васильев, А.Шапиро,
Н.Орлов, Э.Някрошюс и многие другие. В
теоретических конференциях приняли участие
виднейшие пушкинисты и литераторы России и
зарубежья – С.Фомичев, Ст.Рассадин, Е.Маймин, Элен
Анри (Франция) и другие.
В 1996 году Пушкинский фестиваль стал
международным. В марте 1996 г. он прошел во
Франкфурте-на-Майне (Германия), а в марте 1997 г. – в
Бристоле (Великобритания). Зарубежные фестивали
обнаружили большой интерес европейцев к
творчеству Пушкина и явный дефицит в его
удовлетворении. На них обсуждались проблемы
перевода Пушкина на мировые языки.
Издательская программа Центра
«Пушкинская премьера» призвана открывать новые
и неожиданные научные, исторические и
художественные аспекты пушкинского творчества.
В 1996 г. опубликован сборник «Пушкин в
прижизненной критике. 1820-1827 гг.». В 1998 г. выход в
свет книга «Возвращение пушкинской «Русалки», в
которой объединились новое прочтение пушкинской
рукописи Владимиром Рецептером и новые
иллюстрации к ней Михаила Шемякина. Впервые за 160
лет трагедия Пушкина печатается в соответствии с
последним указанием рукописи, в новом для чтения
порядке сцен, с параллельным переводом на
английский язык. Этот проект вышел за рамки
издательской программы – в нем соединились
работа театральная, выставочная и
источниковедческая – книга, выставки
факсимильно воспроизведенной рукописи Пушкина и
графических иллюстраций Шемякина, моноспектакля
В.Рецептера «История читательских заблуждений». |