Государственный научно-исследовательский институт реставрации 

Здание института

Директор - Трезвов Александр Викторович, тел. 264-48-11
Зам. директора по науке - Сизов Борис Тимофеевич,
тел. 268-62-34
Адрес: 107014, г. Москва, ул. Гастелло, д.44
Факс: 268-55-11/8-095/
E-mail: gosniir@mail.ont.ru 
Кадровый состав - 237 человек
Количество научных работников - 103 человека

Структура организации

1. Отдел монументальной живописи – исследования, разработка методических рекомендаций, консервация, реставрация уникальных памятников.
2. Отдел станковой темперной живописи – исследования, разработка методических рекомендаций, консервация, реставрация уникальных памятников.
3. Отдел станковой масляной живописи – исследования, разработка методических рекомендаций, консервация, реставрация уникальных памятников.
4. Отдел монументальной скульптуры – исследования, разработка технологий и практическая реставрация уникальных памятников.
5. Отдел исследований, консервация и реставрация металла – исследование предметов, изучение старых технологий, разработка методических рекомендаций, консервация и реставрация уникальных памятников.
6. Отдел произведений прикладного искусства – исследования, разработка методических рекомендаций, консервация, реставрация уникальных памятников.
7. Отдел реставрации рукописей – исследование, разработка методических рекомендаций, реставрация и консервация рукописей и графики.
8. Отдел техники живописи – исследование современных живописных материалов, формирование банка данных по современным пигментам, краскам, грунтам.
9. Отдел теоретических проблем и отраслевой информации – анализ современных научных разработок в области охраны и реставрации культурного наследия.
10. Редакционно - издательский отдел – издание трудов Института реставрации, учебных пособий, методических рекомендаций по проблемам хранения, исследования, консервации и реставрации памятников культуры и искусства.
11. Биологическая лаборатория – исследования, разработка методических рекомендаций по защите памятников от биологических разрушителей.
12. Лаборатория химических технологий реставрационных процессов – разработка методических рекомендаций по применению новых материалов и технологий в практике реставрации живописи и предметов прикладного искусства, формирование ассортимента отечественных и зарубежных реставрационных материалов.
13. Лаборатория физико-химических исследований – анализ состава живописных материалов, экспертиза художественных произведений.
14. Лаборатория музейного и реставрационного оборудования – разработка нового оборудования для хранения экспозиции музейных предметов.
15. Лаборатория музейной климатологии – исследования и разработка рекомендаций по нормализации температурно-влажностного и светового режима для сохранения музейных коллекций и памятников архитектуры.
16. Центр по безопасности культурного наследия – оказание методической и практической помощи учреждениям культуры по обеспечению их средствами защиты от пожаров и преступных посягательств.
17. Отдел пропаганды художественного наследия – пропаганда художественного наследия, организация и проведение тематических выставок.

Наиболее значимые издания и разработки

1. Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 15-16
2. Свод письменных источников по технике живописи, книжному делу и художественному ремеслу. С.-Петербург, 1995 г., т. 1,2 – Гренберг Ю.И.
3. Медные пигменты древнерусской живописи /по историческим письменным источникам и экспериментальным данным/ - М., 1997 г., - Писарева С.А.
4. Ярославское художественное серебро, М., 1997 г., - Игошев В.В.
5. Сборник – Исследование металла древнерусской меднолитой мелкой пластики как основа ее атрибуции, М, 1996 г.
6. Ферапонтовский сборник выпуск 3,4 – М., 1992, 1996 г.
7. Практическое пособие – Музейное хранение художественных ценностей, 1995 г.
8. Духовная среда России /певческие книги и иконы XVII – начала XX века/ - Красилин М.М., 1996 г., Рахманова М.П.
9. Китайский свиток, 1995 г., - Белозеров В.Г.
10. Сборник «Защита музеев от пожаров и хищений», М., 1995 г.
11. Материалы к словарю иконописцев XVII – XX в., М., 1994 г.
12. Музейное хранение художественных ценностей. Практическое пособие, 1995 г.
13. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII - начала XX вв. Сборник документов. М. 1997 г.
14. Реставрация монументальной скульптуры. – Методические рекомендации. М. 1995 г.
15. Исследования микроклимата и белокаменного декора в древних памятниках культовой архитектуры. Рекомендации по сохранению. /собор Рождества Богородицы XIII века в г. Суздале; Дмитровский собор XII века в г. Владимире; церковь Бориса и Глеба XII века в Кидекше; Георгиевский собор XIII века в г. Юрьеве – Польском/. М., 1995-1996 гг. – Девина Р.А., Илларионова Н.И., Дорохов В.Б., Антонова Е.И., Сизов Б.Т.
16. Исследования и рекомендации по сохранению собора Государственного историко- культурного заповедника «Московский Кремль». М., 1998 г. – Сизов Б.Т., Девина Р.А., Илларионова И.В., Дорохов В.Б.
17. «Евромрамор», М. 1995 г., Экспресс-Информация
18. Разработка объективных критериев атрибуции древнерусской живописи музейного значения, 1996 г. – Лелекова О.В.
19. Разработка научных методов документирования реставрации станковой и настенной живописи. 1996 г., - Брегман Н.Г.
20. Исследование температурно-влажностного режима в музеях и памятниках культовой архитектуры. М. 1995 г. – Девина Р.А., Иларионова И.В., Скобликова Н.И.

Основные партнеры в России и за рубежом

1. Россия – государственные музеи / ГИМ, ГИКМЗ «Московский Кремль», ГМИИ им. Пушкина, Музей фресок Дионисия и др./
2. Партнеры в странах бывших членах СНГ:
   - Научно-исследовательский институт «Грузреставрация» – Тбилиси, Грузия
   - Одесская Государственная Академия строительства и архитектуры, - Одесса, Украина
3. Партнеры за рубежом:
   - Институт христианской культуры - Голландия
   - Музей древнерусского искусства - Reclingchausen в Германии
   - Rjhseruierung und Denkmalpflege Cjnsulfing, Olching, Germany
   - Universitat Munchen, Institute of Geology, Munchen, Germany
   - Hochschule fur Angew. Kunst Institut fur Silikatchemie und Archeometrie