Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры России

Программа "Информационное обеспечение
отрасли культуры России на 1997-1999 гг."

Утверждено
Постановлением коллегии
от ____________№ ______

Председатель коллегии
Министр Е.Ю.Сидоров

Grbult6s.gif (994 bytes) Паспорт программы

Наименование программы

“Информационное обеспечение отрасли культуры России на 1997-1999 годы”

Дата принятия решения о разработке программы

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.07.96 г. № 546

Государственный заказчик - координатор программы

Минкультуры России

Основные разработчики

ГИВЦ Минкультуры России, с участием структурных подразделений Министерства, научных институтов и учреждений отрасли

Цели и задачи программы

создание современной системы информационного обеспечения, развития и сохранения культуры и искусства России, гарантирующей доступ гражданам и субъектам государственной власти к необходимой информации по культуре

Срок реализации программы

1997-1999 годы

Перечень разделов программы

"Информатизация библиотек Минкультуры России”
“Информатизация музеев Минкультуры России”
“Информатизация процессов сохранения историко-культурного наследия”
“Информатизация театрально-концертной деятельности”
“Информатизация подготовки кадров”
“Информатизация управленческой деятельности

Исполнители основных мероприятий программы

Министерство культуры Российской Федерации, ГИВЦ МК РФ, федеральные и региональные учреждения культуры и искусства

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

   Создание современной компьютерной инфраструктуры и внедрение информационных систем в организациях федерального и регионального ведения, в т.ч. в 170 библиотеках, 250 музеях, 60 органах сохранения наследия, 50 центрах народного творчества, 30 ВУЗах
   Внедрение новейших информационных технологий, в т.ч. межрегиональных и внутрирегиональных коммуникаций, систем и продуктов мультимедиа, систем штрихового кодирования
   Развертывание системы федеральных и региональных баз и банков данных по культуре
  
Внедрение рыночных принципов в процессы информатизации отрасли

Объемы и источники финансирования

842,05 млрд.рублей, из них из федерального бюджета - 771,95 млрд.рублей

Система организации контроля за исполнением программы

Минкультуры России - ежегодно

Grbult6m.gif (902 bytes) 1. Наименование программы

   Информатизация отрасли культуры Российской Федерации на 1997-1999 г.г.

Grbult6m.gif (902 bytes) 2. Основания для разработки программы

   Программа разработана как часть федеральной целевой Программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг)" в соответствии с Приказом Министра культуры от 12.07.96 № 546 "О мерах по выполнению Федеральной целевой Программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)", а также "Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной Решением Президента Российской Федерации от 23.11.95 № Пр-1694.

Grbult6m.gif (902 bytes) 3. Заказчик и разработчик Программы

   Государственным заказчиком Программы является Министерство культуры Российской Федерации. Разработчики Программы - Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры, подведомственные учреждения и организации Минкультуры России.

Grbult6m.gif (902 bytes) 4. Основные направления программы

   Формирование и развитие единого информационного пространства культуры России и соответствующих государственных информационных ресурсов в интересах граждан и органов государственной власти на основе:
   - информатизации библиотечной системы,
   - музейной системы,
   - системы органов сохранения историко-культурного наследия,
   - театрально-концертной системы,
   - системы управления отраслью культуры,
   - системы подготовки кадров культуры.

Grbult6m.gif (902 bytes) 5. Сроки и этапы реализации Программы

   На первом этапе реализации Программы в 1997-1998 гг. предусматривается:

   В период 1998-1999 гг. предусматривается последовательное формирование интегрированных отраслевых и межведомственных информационных систем:

Grbult6m.gif (902 bytes) 6. Основные проекты и программные мероприятия

Grbult6m.gif (902 bytes) 7. Важнейшие целевые показатели

   Конечная цель Программы состоит в создании Государственной информационной системы по культуре, обеспечивающей сохранение и использование культурного достояния России, гарантирующей свободный доступ граждан и органов государственной власти к необходимой информации.
   Основными целевыми показателями являются:

Grbult6m.gif (902 bytes) 8. Ожидаемые конечные результаты реализации

   В результате реализации Программы обеспечивается:

Grbult6m.gif (902 bytes) 9. Объемы и источники финансирования

(млн.руб., в ценах 1996 г.)

Источники финансирования 1997 - 1999 гг. в том числе
1997 г. 1998 г. 1999 г.
1. Текущие расходы - всего
в том числе:
1000 300 300 400
федеральный бюджет 500 150 150 200
бюджеты субъектов РФ 500 150 150 200
2. НИОКР - всего
в том числе:
50 15 15 20
федеральный бюджет 50 15 15 20
3. Инвестиций - всего
в том числе:
5000 1500 1700 1800
федеральный бюджет 3000 1000 1000 1000
бюджеты субъектов РФ 2000 500 700 800
Всего по Программе 6050 1815 2015 2220

Grbult6m.gif (902 bytes) 10. Система контроля за исполнением Программы

   Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.


Grbult6s.gif (994 bytes) ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММЫ НА 1997-1999 ГГ.

   В качестве приоритетных сфер информатизации культуры на предыдущем этапе (1994-1996 гг) рассматривались библиотеки, музеи, система управления отраслью, органы сохранения историко-культурного наследия, центры народного творчества, система образования. Причем рамки информатизации ограничивались объектами федерального и регионального ведения.
   Ход информатизации культуры показал, что выбранные приоритеты определены верно и они соответствуют разрабатываемой государственной политике информатизации.
   Вместе с тем, появление "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" (Роскоминформ, 1995 г) и Федеральной целевой Программы "Развитие и сохранение культури и искусства Российской Федерации (1997-199 гг) " (Минкультуры России, 1996 г) требует внесения дополнений и уточнений в принятую систему приоритетов.
   В соответствии с "Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" к приоритетным государственным информационным ресурсам, следовательно, приоритетами информатизации относятся:

   1. правовая информация, связанная с построением правового государства;
   2. информация о деятельности органов государственной власти, в том числе, о бюджетных расходах, обеспечивающая возможность демократического контроля их деятельности;
   3. информация о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах необходмая для обеспечения безопасного функционирования объектов;
   4. открытая информация о предприятиях и организациях, поставляемая ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
   5. информация, составляющая научный потенциал и историко-культурное наследие общества (просветительская, научно-техническая, литературно-художественная, музейная и пр.).

   Эти требования "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" учтены в данной Программе. Кроме того, Роскоминформ требует формирования и ведения отраслевого Государственного информационного регистра, содержащего сведения об организациях-держателях информационных ресурсов, видах информационной продукции и услуг.
   Это требование реализуется путем создания сети федеральных, интегрированных банков данных в ведущих организациях культуры (библиотеках, музеях, НИИ). В регионах эти функции возлагаются на региональные научные библиотеки и создаваемые центры информатизации культуры.
   Учитывая, что в результате выполнения Программы 1994-1996 гг в региональных научных библиотеках страны созданы устойчивые автоматизированные комплексы,в рамках данной Программы предусматривается массовая информатизация сети региональных юношеских и детских библиотек, а также специализированных библиотек для слепых.
   Федеральная программа дополняет приведенную систему приоритетов необходимостью развертывания информатизации театрально-концертной деятельности, а также более интенсивной информатизации организаций культуры, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов России (см. Приложение). Эти требования также учтены при разработке Программы.
   Отличительной чертой данной Программы является планирование мероприятий интеграционного характера, нацеленных на создание национальной информационной системы культуры.
   Программно-техническая политики Программы направлена на последовательное внедрение новых технологий, вычислительных комплексов и программных средств.
   Предусмотрено дальнейшее развитие коммуникационных возможностей культуры, в том числе, постепенное вхождение в международную сеть ИНТЕРНЕТ. В части локальных сетей намечено освоение и использование перспективной архитектуры клиент-сервер.Широкое развитие получит средства обработки изображений.
   Наряду с тем, предусмотрены специальные меры по эффективному использованию большого парка морально устаревших компьютеров. В этих целях будут разрабатываться вычислительные комплексы на основе архитектуры многопользовательских систем.