П/П: 1 Машинный номер документа 1644 Наименование док¦О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА ¦РОССИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)" Вид документа ¦Постановление Регистр. номер ¦955 Дата регистрации¦14.12.2000 Издающий орган ¦Правительство Российской Федерации Автор(-ы) ¦Касьянов М. Геогр. указатель¦Российская Федерация Предм. рубрики ¦Общие вопросы управления отраслью (1) Дата записи ¦07.02.2001 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 декабря 2000 г. N 955 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)" (извлечения) В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2001 - 2005 годы)" (далее именуется - Программа). 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации начиная с 2001 года включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы. Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РОССИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)" Паспорт федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" Наименование - федеральная целевая программа Программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" Основание для - распоряжение Правительства разработки Программы Российской Федерации от 3 июня 2000 г. N 764-р Государственный - Министерство культуры Российской заказчик - координатор Федерации Программы Государственный - Федеральная архивная служба России заказчик Программы Основные разработчики - Министерство культуры Российской Программы Федерации, Федеральная архивная служба России Исполнители - организации культуры, искусства и Программы кинематографии, архивные учреждения, научные организации, творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства, общественные объединения и организации Цели Программы - создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечение единого культурного пространства страны, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей разных социальных групп; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества Сроки реализации - 2001 - 2005 годы Программы Перечень подпрограмм - подпрограмма "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" подпрограмма "Кинематография России" подпрограмма "Архивы России" Объемы и источники - средства федерального бюджета - финансирования Программы 28408,7 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей; внебюджетные источники - 12908,8 млн. рублей Ожидаемые конечные - расширение возможностей для приобщения результаты реализации граждан к культурным ценностям и Программы культурным благам; сохранение кадрового потенциала культуры; укрепление единого культурного пространства страны; эффективное сохранение и использование культурного наследия, включая возрождение и развитие Валаамского архипелага и реставрацию памятников ансамбля Троице - Сергиевой лавры; развитие отечественного кинематографа; сохранение Архивного фонда Российской Федерации Система организации - контроль за реализацией Программы контроля за исполнением осуществляется Министерством культуры Программы Российской Федерации и Федеральной архивной службой России в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации Основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан. Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития - кризисную, ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные, экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа. Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов. 2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы Основными целями Программы являются: сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни; обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества. Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами развития культуры Российской Федерации в 1993 - 1999 годах, Программа в наибольшей степени ориентирована на последовательное реформирование отрасли и призвана обеспечить: гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни; сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование; развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство; достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа аудиовизуальной продукции; повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры. Программа взаимосвязана с программами в области науки, образования, молодежной и национальной политики, охраны окружающей среды, федеративных отношений. Программа рассчитана на период с 2001 до 2005 года. 3. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы составляет 49153,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 12908,8 млн. рублей. Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов) определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации. Объемы финансирования Программы на 2001 - 2005 годы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета. Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств (млн. рублей, в ценах 2000 года) ----------------T-------T------------------------------------¬ ¦ Источники ¦Объем ¦ В том числе ¦ ¦и направления ¦финанси+------T------T------T-------T-------+ ¦финансирования ¦рования¦ 2001¦ 2002¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦ ¦- всего¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +---------------+-------+------+------+------+-------+-------+ ¦Всего ¦49153,9¦5071,2¦8297 ¦9796 ¦12039,6¦13950,1¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦28408,7¦2231,1¦4844,3¦5839,3¦ 7235,8¦ 8258,2¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ 7836,4¦1146,9¦1328,5¦1522,5¦ 1785,3¦ 2053,2¦ ¦тов Российской ¦ ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦12908,8¦1693,2¦2124,2¦2434,2¦ 3018,5¦ 3638,7¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственные¦12871,8¦ 772 ¦2291,7¦2755,8¦ 3423 ¦ 3629,3¦ ¦ инвестиции - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦12017,2¦ 737,9¦2163,8¦2580,1¦ 3194,2¦ 3341,2¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ 824 ¦ 30 ¦ 122,4¦ 169,2¦ 221,8¦ 280,6¦ ¦тов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦ 30,6¦ 4,1¦ 5,5¦ 6,5¦ 7 ¦ 7,5¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НИОКР - всего ¦ 122,3¦ 11,5¦ 24,8¦ 25,6¦ 28,6¦ 31,8¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦ 120,3¦ 11,3¦ 24,5¦ 25,2¦ 28,1¦ 31,2¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦тов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦ 2 ¦ 0,2¦ 0,3¦ 0,4¦ 0,5¦ 0,6¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прочие нужды -¦36159,8¦4287,7¦5980,5¦7014,6¦ 8588 ¦10289 ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦16271,2¦1481,9¦2656 ¦3234 ¦ 4013,5¦ 4885,8¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ 7012,4¦1116,9¦1206,1¦1353,3¦ 1563,5¦ 1772,6¦ ¦тов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦12876,2¦1688,9¦2118,4¦2427,3¦ 3011¦ 3630,6¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------+-------+------+------+------+-------+-------- -------------------------------- <*> Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2001 году согласованы государственными заказчиками Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации (государственным заказчиком - координатором) и Федеральной архивной службой России (государственным заказчиком) с исполнителями программных мероприятий. Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков. При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик - координатор в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки. Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования. 5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы Учитывая масштабность и сложность программных мероприятий, а также с целью рациональной организации управления реализацией Программы она разделена на подпрограммы. Министерство культуры Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклады о ходе реализации Программы за отчетный год. Руководителем Программы является Министр культуры Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств. Для текущего управления Программой государственный заказчик формирует дирекцию, утверждает положение о дирекции и ее состав. Государственные заказчики информируют Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - о проектах, содержащих НИОКР гражданского назначения. Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий. Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика - координатора Программы. Срок действия Программы может каждый раз продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа. Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения). Государственные заказчики Программы с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации организуют в установленном порядке экспертные проверки хода ее реализации. Контроль за выполнением Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключенных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы. Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений). Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке. 6. Оценка эффективности реализации Программы Социально - экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие: укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения государственной целостности России, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций; создания благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена; увеличения доступности и расширения предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры; активизации экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль; обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития эстетического воспитания молодежи; оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материальный базы. 7. Система программных мероприятий Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач в рамках трех подпрограмм: "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России"; "Кинематография России"; "Архивы России". Подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" и "Кинематография России" охватывают сферы деятельности Министерства культуры Российской Федерации, подпрограмма "Архивы России" - Федеральной архивной службы России. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ" Предпринятые в 1993 - 1999 годах усилия по реализации федеральных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства в Российской Федерации позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в российской культуре, сохранить основной массив памятников истории и культуры, остановить закрытие и перепрофилирование государственных учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений отрасли, оказать поддержку в создании и становлении национально - культурных центров, реализации региональных программ сохранения и развития культуры и искусства. Особое место в этот период отводилось становлению новых форм культурной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, адаптации организаций и деятелей культуры к изменившимся экономическим условиям. Система мероприятий подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" (далее именуется - подпрограмма) разработана как взаимоувязанная совокупность действий, направленных на обеспечение в 2001 - 2005 годах устойчивого развития культуры и искусства. I. Основные цели подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: обеспечение свободы творчества, создание условий для развития профессионального искусства и литературного творчества; сохранение традиций отечественного театрального и музыкального искусства, исполнительских школ, развитие театров и филармонических коллективов, создание условий для выявления и становления одаренной творческой молодежи; обеспечение реализации права на равные условия для развития всех видов, жанров и направлений изобразительного искусства, повышение социального статуса и социальной защищенности профессиональных художников; сохранение и развитие различных форм культурной досуговой деятельности и любительского творчества; развитие лучших традиций российского циркового искусства, расширение зрительской аудитории, повышение роли циркового искусства в культурной жизни страны, поддержание престижа российского цирка за рубежом; обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры, имея в виду их выявление, государственный учет, реставрацию, введение в научный и культурный оборот, а также использование их как объектов культурного наследия и как недвижимого имущества; обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления Музейного фонда Российской Федерации, в первую очередь его государственной части, совершенствования деятельности музеев, включая использование новых информационных технологий в работе по учету, хранению и популяризации музейных предметов и музейных коллекций, создание современных экспозиций, форм и методов управления, повышение эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением, обеспечение доступа граждан к музейным коллекциям; создание условий для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов; обеспечение деятельности по предотвращению незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей, передачи права собственности на них, возвращению украденных либо незаконно вывезенных культурных ценностей, реституции культурных ценностей; обеспечение свободного доступа к информации посредством создания качественно новой системы информационно - библиотечного обслуживания населения России, обеспечение модернизации деятельности библиотек, содействие созданию единого информационного пространства России, ее интеграции в мировую информационную инфраструктуру; сохранение национальной школы подготовки творческих кадров, обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли, развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров в области культуры; развитие принципов федерализма при осуществлении социальной политики в сфере культуры; достижение кардинального улучшения состояния материально - технической базы организаций культуры, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; реализация комплексных целевых проектов по возрождению Валаамского архипелага и реставрации памятников ансамбля Троице - Сергиевой лавры. Мероприятия подпрограммы объединены в разделы "Искусство России", "Цирковое искусство России", "Культурное наследие России", "Библиотеки России", "Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование", "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", "Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры", "Комплексные целевые проекты", "Правовое, научное и информационное обеспечение". Кроме того, система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по ее организационному обеспечению, а также инвестиционные мероприятия согласно приложению. II. Ресурсное обеспечение подпрограммы Стоимость реализации подпрограммы в 2001 - 2005 годах составляет 27783 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 19968,3 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4130,5 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 3684,2 млн. рублей, в том числе за счет средств Русской православной церкви и Международного благотворительного христианского фонда - 328,7 млн. рублей (по согласованию). Объемы и источники финансирования подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" в 2001 - 2005 годах (млн. рублей, в ценах 2000 года) ----------------T--------T-----------------------------------¬ ¦ Источники ¦Объем ¦ В том чиле ¦ ¦и направления ¦финанси-+------T------T------T------T-------+ ¦финансирования ¦рования ¦ 2001¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦ ¦- всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +---------------+--------+------+------+------+------+-------+ ¦Всего ¦ 27783 ¦2476,1¦4418,8¦5509 ¦7069,4¦ 8309,7¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦ 19968,3¦1426,6¦3136 ¦3994,5¦5259,9¦ 6151,3¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ 4130,5¦ 572,5¦ 690 ¦ 804,5¦ 949 ¦ 1114,5¦ ¦тов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ 3684,2¦ 477 ¦ 592,8¦ 710 ¦ 860,5¦ 1043,9¦ ¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственны ¦ 10363,9¦ 717 ¦1831,9¦2191 ¦2742 ¦ 2882 ¦ ¦инвестиции - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ федеральный ¦ 9876,9¦ 687 ¦1762,9¦2103 ¦2616 ¦ 2708 ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ 487 ¦ 30 ¦ 69 ¦ 88 ¦ 126 ¦ 174 ¦ ¦ тов Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Научно - ¦ 42,7¦ 5,7¦ 7,9¦ 7,4¦ 9,7¦ 12 ¦ ¦исследователь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ские и опытно -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конструкторские¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ федеральный ¦ 42,7¦ 5,7¦ 7,9¦ 7,4¦ 9,7¦ 12 ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ тов Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Прочие нужды - ¦ 17376,4¦1753,4¦ 2579 ¦3310,6¦4317,7¦ 5415,7¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ федеральный ¦ 10048,7¦ 733,9¦1365,2¦1884,1¦2634,2¦ 3431,3¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты субъек-¦ 3643,5¦ 542,5¦ 621 ¦ 716,5¦ 823 ¦ 940,5¦ ¦тов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внебюджетные ¦ 3684,2¦ 477 ¦592,8 ¦ 710 ¦ 860,5¦ 1043,9¦ ¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------+--------+------+------+------+------+-------- ПОДПРОГРАММА "КИНЕМАТОГРАФИЯ РОССИИ" Подпрограмма "Кинематография России" (далее именуется - подпрограмма) основана на положениях Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1561, разработана с учетом позитивных тенденций, наметившихся в отечественном кинематографе к концу 90-х годов. I. Основные цели подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: обеспечение условий для создания художественно и общественно значимых кинопроизведений, усиление социальной направленности российского киноискусства; расширение производства и повышение конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях массового проката на экранах страны зарубежной кинопродукции, изменение структуры репертуара показа в пользу национальных фильмов; создание мощной российской киноиндустрии как целостной, сбалансированной системы производства, проката и демонстрации аудиовизуальных произведений, играющей существенную роль в хозяйственной жизни страны, в социально - экономическом развитии субъектов Российской Федерации; совершенствование механизма распространения отечественной кинопродукции, создание оптимальных условий для широкого доступа к произведениям киноискусства всех возрастных и социальных групп общества, возрождение показа фильмов в кинотеатрах; обеспечение преемственности художественных традиций отечественного киноискусства, сохранения и восстановления кинематографического наследия; укрепление экономической и правовой основы кинематографии; усиление роли продюсерской инициативы в формировании многоканальных источников финансирования кинопроцесса; обеспечение устойчивого развития кинематографических структур как одного из главных условий их привлекательности для внебюджетных инвесторов; развитие новых технологий производства, тиражирования, показа и хранения кинофильмов, совершенствование технической базы кинематографии; государственная поддержка инвестиционной программы в сфере кинематографии в целях сохранения в работоспособном состоянии ее производственных мощностей и повышения уровня кинообслуживания населения; расширение присутствия российского кино в мировом культурном пространстве, активизация делового сотрудничества российских организаций кинематографии с зарубежными партнерами; расширение контактов и повышение эффективности взаимодействия кинематографии с телевидением. Возрождение отечественного кинопроизводства, переоснащение его материально - технической базы, увеличение количества фильмов будут осуществляться за счет последовательного расширения внебюджетных источников финансирования, повышения рентабельности фильмопроизводства и формирования возвратного финансового механизма. Проблемы повышения художественного уровня и содержательности кинематографической продукции будут решаться в первую очередь посредством целенаправленной государственной финансовой поддержки кинопроизводства, осуществляемой на конкурсной основе, а также посредством формирования системы государственного заказа, что даст возможность корректировать стихию рынка кинопродукции и явится альтернативой как сугубо авторскому, так и сугубо коммерческому подходу к отечественному кино. Государственная финансовая поддержка должна быть направлена на создание проблемных произведений, обогащающих духовную жизнь российского общества; фильмов популярных жанровых форм (в первую очередь комедий, мелодрам, музыкальных фильмов), возрождающих интерес зрителей к российскому кино; картин, расширяющих содержательный диапазон кино, содействующих творческому поиску в киноискусстве; масштабных совместных проектов, способствующих укреплению авторитета российского кино за рубежом; фильмов для детской и подростковой аудитории; фильмов - дебютов, содействующих профессиональному становлению творческой молодежи; кинолетописи России, полнометражных произведений кинопублицистики. В области анимационного кино первостепенное внимание должно быть уделено сохранению традиций и развитию анимации, производству крупных мультсериалов и полнометражных картин с высоким художественным и коммерческим потенциалом. В целях привлечения внебюджетных инвестиций для реализации мероприятий по кинообслуживанию населения осуществляется переоборудование созданных совместно с администрациями субъектов Российской Федерации центров российской кинематографии. Опыт работы обновленных кинотеатров подтверждает их способность обеспечить рентабельное функционирование на основе профильной деятельности. Однако проблема возрождения российского кинопоказа на качественно новом уровне неразрешима силами отдельно взятых кинотеатров или регионов, а требует общенационального подхода, скоординированных усилий Министерства культуры Российской Федерации, Союза кинематографистов Российской Федерации, других заинтересованных организаций. Первоочередной задачей на этом пути является создание федеральной государственной киносети, на базе которой возможны проведение единой рекламной, репертуарной и технической политики, внедрение государственной электронной системы учета билетов и валового сбора средств от их продажи, обеспечение защиты обладателей прав на фильмы, улучшение обслуживания зрителей. За счет технического переоснащения действующих кинотеатров, реконструкции, а также строительства новых многозальных кинотеатров предполагается создание 25 федеральных кинотеатров вместимостью около 20 тыс. мест, ввод которых позволит обеспечить до 2005 года валовой сбор от продажи билетов в размере 800 - 1200 млн. рублей и окупаемость созданной сети в течение 5 - 6 лет. Для обеспечения функционирования федеральных кинотеатров необходимо создание федеральных кинопрокатных организаций, имеющих собственный фильмофонд и осуществляющих закупку фильмов, а также развитие производства современного отечественного кинооборудования. Реализация результатов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ позволит решить задачу производства различных видов операторского, светотехнического и звукотехнического оборудования для киностудий, а также кинопроекционных комплексов и звукотехнического оборудования для оснащения кинотеатров, отвечающих современным требованиям фильмопроизводства и кинопоказа. Модернизация кинопроката станет одним из решающих факторов привлечения зрителей, осуществления возможности реинвестирования средств в развитие кинематографии в целом. Для реализации мероприятий подпрограммы необходимо внести коррективы в отдельные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы кинематографии. Предусматриваются также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования авторских, трудовых, социальных, финансовых, имущественных и иных правоотношений в сфере кинематографии, подготовка федеральными органами исполнительной власти рекомендаций, методических материалов по вопросам заключения договоров между различными участниками процесса создания (производства) и использования фильмов. II. Ресурсное обеспечение подпрограммы Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" предусмотрено, что кинематография должна сохраняться и развиваться при поддержке государства, во многом определяющей активность внебюджетных инвесторов, наличие альтернативных бюджету источников финансирования. Стоимость реализации подпрограммы в 2001 - 2005 годах составляет 19728,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 7457,7 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 3147, 7 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 9123,5 млн. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы "Кинематография России" в 2001 - 2005 годах (млн. рублей, в ценах 2000 года) ------------------T-------T----------------------------------¬ ¦ Источники ¦Объем ¦ В том числе ¦ ¦ и направления ¦финанси+------T------T------T------T------+ ¦финансирования ¦рования¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦ ¦- всего¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +-----------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦Всего ¦19728,9¦2478,7¦3620,3¦3925,6¦4539,3¦5165 ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральн.бюджет ¦ 7457,7¦ 744,1¦1563,6¦1639,9¦1712,8¦1806,3¦ ¦бюджеты субъектов¦ 3147,7¦ 534,1¦ 543,1¦ 590,2¦ 691,5¦ 788,8¦ ¦РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦ 9123,5¦1200,5¦1513,6¦1704,5¦2135 ¦2569,9¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственные ¦ 1614,2¦ 35 ¦ 314,2¦ 340,5¦ 433,2¦ 491,3¦ ¦инвестиции-всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральн.бюджет ¦ 1583,6¦ 30,9¦ 308,7¦ 334 ¦ 426,2¦ 483,8¦ ¦бюджеты субъектов¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦ 30,6¦ 4,1¦ 5,5¦ 6,5¦ 7 ¦ 7,5¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Научно - исследо-¦ 53,1¦ 3,2¦ 12,9¦ 12,4¦ 12,3¦ 12,3¦ ¦вательские и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опытно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конструкторские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральн.бюджет ¦ 53,1¦ 3,2¦ 12,9¦ 12,4¦ 12,3¦ 12,3¦ ¦бюджеты субъектов¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Прочие нужды - ¦18061,6¦2440,5¦3293,2¦3572,7¦4093,8¦4661,4¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральн. ¦ 5821 ¦ 710 ¦1242 ¦1284,5¦1274,3¦1310,2¦ ¦бюджеты субъектов¦ 3147,7¦ 534,1¦ 543,1¦ 590,2¦ 691,5¦ 788,8¦ ¦РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные ¦ 9092,9¦1196,4¦1508,1¦1698 ¦2128 ¦2562,4¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------+-------+------+------+------+------+------- ПОДПРОГРАММА "АРХИВЫ РОССИИ" Коренные политические и социально - экономические преобразования в стране обусловили позитивные явления в архивном деле. Выполнение в 1993 - 1999 годах мероприятий по развитию архивного дела, предусмотренных федеральными целевыми программами сохранения и развития культуры, способствовало созданию необходимого законодательного обеспечения архивного дела, значительному увеличению объема и видового состава Архивного фонда Российской Федерации, изданию документальных публикаций и справочников о хранящихся документах, обеспечению доступности архивов, а также удовлетворению потребностей государственных и иных институтов в архивной информации. I. Основные цели подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: сохранение и пополнение Архивного фонда Российской Федерации как одного из важнейших элементов и символов российской государственности и составной части историко - культурного, информационного и интеллектуального достояния народов Российской Федерации; совершенствование нормативной базы, выработка комплекса организационных мер, нейтрализующих угрозу национальным интересам России в архивном деле; обеспечение государства и граждан архивной информацией в объемах, необходимых для их успешного функционирования и жизнедеятельности; расширение доступа граждан к архивным документам государственной части Архивного фонда Российской Федерации, получение, использование и распространение имеющейся в них информации; обеспечение прав граждан на владение, распоряжение архивными документами негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации; реализация комплекса мер, исключающих несанкционированный доступ и использование носителей сведений, содержащих государственную тайну, тайну личной жизни, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; рассекречивание в соответствии с законодательством Российской Федерации архивных документов, находящихся в режиме закрытого хранения. Для реализации указанных целей необходимо обеспечить: осуществление мероприятий по укреплению материально - технической базы архивов, соблюдение нормативных условий хранения документов в федеральных государственных архивах и государственных архивах субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных архивах; проведение комплекса работ по улучшению физического состояния архивных документов, в первую очередь особо ценных, их страховому копированию и реставрации; совершенствование организации государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, в том числе на основе внедрения информационных технологий и создания системы автоматизированного централизованного государственного учета архивных фондов и уникальных документов; дальнейшее расширение доступа к архивным фондам, развитие системы научно - справочного аппарата архивов; организацию публикаций документальных источников по актуальным проблемам отечественной истории, использование архивных документов в культурно - просветительских целях; создание системы непрерывного повышения квалификации работников архивных учреждений, расширение практики стажировок и обмена опытом между отечественными и зарубежными архивами, учреждениями науки и культуры; международное сотрудничество Федеральной архивной службы России, направленное на упрочение международного авторитета российских архивов как надежных партнеров, обладающих значительным информационным, научным и кадровым потенциалом. II. Ресурсное обеспечение подпрограммы Для финансирования мероприятий подпрограммы предусматривается использование средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Ассигнования из федерального бюджета будут направлены в основном на финансирование мероприятий, осуществляемых федеральными государственными архивными учреждениями. Стоимость реализации подпрограммы в 2001 - 2005 годах составляет 1501,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 982,7 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 417,3 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 101,1 млн. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы "Архивы России" в 2001 - 2005 годах (млн. рублей, в ценах 2000 года) ----------------T-------T------------------------------------¬ ¦ Источники и ¦Объем ¦ В том числе ¦ ¦ направления ¦финанси¦ ¦ ¦финансирования ¦рования¦ ¦ ¦ ¦- всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------T------T-------T-------T------+ ¦ ¦ ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +---------------+-------+------+------+-------+-------+------+ ¦Всего ¦1501,1 ¦ 87,6 ¦229,7 ¦ 330,9 ¦ 400,3 ¦452,6 ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ 982,7 ¦ 60,4 ¦144,7 ¦ 213,9 ¦ 263,1 ¦300,6 ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ 417,3 ¦ 11,5 ¦ 67,2 ¦ 97,3 ¦ 114,2 ¦127,1 ¦ ¦внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦ 101,1 ¦ 15,7 ¦ 17,8 ¦ 19,7 ¦ 23 ¦ 24,9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиции -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ 893,7 ¦ 20 ¦145,6 ¦ 224,3 ¦ 247,8 ¦256 ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ 556,7 ¦ 20 ¦ 92,2 ¦ 143,1 ¦ 152 ¦149,4 ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ 337 ¦ - ¦ 53,4 ¦ 81,2 ¦ 95,8 ¦106,6 ¦ ¦внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Научно -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследователь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ские и опытно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конструкторские¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы - всего ¦ 26,5 ¦ 2,6 ¦ 4 ¦ 5,8 ¦ 6,6 ¦ 7,5 ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ 24,5 ¦ 2,4 ¦ 3,7 ¦ 5,4 ¦ 6,1 ¦ 6,9 ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦ 2 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,4 ¦ 0,5 ¦ 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Прочие нужды -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ 580,9 ¦ 65 ¦ 80,1 ¦ 100,8 ¦ 145,9 ¦189,1 ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ 401,5 ¦ 38 ¦ 48,8 ¦ 65,4 ¦ 105 ¦144,3 ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦ 80,3 ¦ 11,5 ¦ 13,8 ¦ 16,1 ¦ 18,4 ¦ 20,5 ¦ ¦внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦ 99,1 ¦ 15,5 ¦ 17,5 ¦ 19,3 ¦ 22,5 ¦ 24,3 ¦ L---------------+-------+------+------+-------+-------+-------