П/П: 1 Машинный номер документа 582 Наименование док¦ЗАКОН РФ ОТ 9 ИЮЛЯ 1993 Г. N 5351-I "ОБ ¦АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (С ¦ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 19 ИЮЛЯ 1995 Г.) Вид документа ¦Закон Регистр. номер ¦5351-I Дата регистрации¦09.07.93 Издающий орган ¦Президент Российской Федерации Автор(-ы) ¦Ельцин Б.Н. Геогр. указатель¦Российская Федерация Предм. рубрики ¦Общие вопросы управления отраслью (1) Ключевые слова ¦Автор Дата записи ¦05.11.97 Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.) Раздел I Общие положения Статья 1. Предмет регулирования Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Статья 2. Законодательство Российской Федерации об ав- торском праве и смежных правах Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации, издавае- мых в соответствии с настоящим Законом других актов законода- тельства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федера- ции. Статья 3. Международные договоры Если международным договором, в котором участвует Рос- сийская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила междуна- родного договора. Статья 4. Основные понятия Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение: автор - физическое лицо, творческим трудом которого соз- дано произведение; аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопро- вождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические про- изведения и все произведения, выраженные средствами, аналогич- ными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от спо- соба их первоначальной или последующей фиксации; база данных - объективная форма представления и организа- ции совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систе- матизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть най- дены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ); воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой матери- альной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изго- товление в трех измерениях одного или более экземпляров двух- мерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением; воспроизведение фонограммы - изготовление одного или бо- лее экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе; запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяю- щей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен- ность за изготовление такого произведения; при отсутствии до- казательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименова- ние которого обозначено на этом произведении обычным образом; изготовитель фонограммы - физическое или юридическое ли- цо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии до- казательств иного изготовителем фонограммы признается физичес- кое или юридическое лицо, имя или наименование которого обоз- начено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом; исполнение - представление произведений, фонограмм, ис- полнений, постановок посредством игры, декламации, пения, тан- ца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- радиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их пос- ледовательности (с сопровождением или без сопровождения зву- ком); исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное ли- цо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведе- ния литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер; обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного по- каза, публичного исполнения, передачи в эфир или иным спосо- бом; опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение эк- земпляров произведения, фонограммы с согласия автора произве- дения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из харак- тера произведения, фонограммы; передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, ис- полнений, постановок, передач организаций эфирного или кабель- ного вещания для всеобщего сведения (включая показ или испол- нение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведе- ний, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под пере- дачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи ор- ганизаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой; передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой орга- низацией; показ произведения - демонстрация оригинала или экземпля- ра произведения непосредственно или на экране с помощью плен- ки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуально- го произведения без соблюдения их последовательности; последующая передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного веща- ния; программа для ЭВМ - объективная форма представления сово- купности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения опреде- ленного результата, включая подготовительные материалы, полу- ченные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения; произведение декоративно-прикладного искусства - двухмер- ное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение худо- жественного промысла или произведение, изготовляемое промыш- ленным способом; публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач орга- низаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного веща- ния в месте их сообщения или в другом месте одновременно с со- общением произведений фонограмм, исполнений, постановок, пере- дач организаций эфирного или кабельного вещания; режиссер - постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления); репродуцирование (репрографическое воспроизведение) - факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографичес- кое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроиз- ведение указанных копий в электронной (включая цифровую) опти- ческой или иной машиночитаемой форме; сдавать в прокат (внаем) - предоставлять экземпляр произ- ведения или фонограммы во временное пользование в целях извле- чения прямой или косвенной коммерческой выгоды; сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения эк- земпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи ор- ганизаций эфирного или кабельного вещания становятся доступны- ми для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой; сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать про- изведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи орга- низаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств; фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполне- ний или иных звуков; экземпляр произведения - копия произведения, изготовлен- ная в любой материальной форме; экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом матери- альном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксиро- ванных в этой фонограмме. Раздел II Авторское право Статья 5. Сфера действия авторского права 1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Рос- сийской Федерации, независимо от гражданства авторов и их пра- вопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Рос- сийской Федерации, и признается за авторами - гражданами Рос- сийской Федерации и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Рос- сийской Федерации, и признается за авторами (их правопреемни- ками) - гражданами других государств в соответствии с междуна- родными договорами Российской Федерации. 2. Произведение также считается опубликованным в Российс- кой Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опуб- ликования за пределами Российской Федерации оно было опублико- вано на территории Российской Федерации. 3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом. Статья 6. Объект авторского права. Общие положения 1. Авторское право распространяется на произведения нау- ки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произве- дения, а также от способа его выражения. 2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, сущест- вующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так да- лее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифро- вой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, ки- но-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, соо- ружение и так далее); в других формах. 3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. 4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. 5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных стать- ей 17 настоящего Закона. Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права 1. Объектами авторского права являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, гра- фические рассказы, комиксы и другие произведения изобразитель- ного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садо- во-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эс- кизы и пластические произведения, относящиеся к географии, то- пографии и к другим наукам; другие произведения. 2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), кото- рые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, вклю- чая исходный текст и объектный код. 3. К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраня- ются авторским правом независимо от того, являются ли объекта- ми авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Статья 8. Произведения, не являющиеся объектами авторско- го права Не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного харак- тера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный ха- рактер. Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция ав- торства 1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникнове- ния и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов; латинской буквы "С" в окружности: С; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. 2. При отсутствии доказательств иного автором произведе- ния считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. 3. При опубликовании произведения анонимно или под псев- донимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не ос- тавляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименова- ние которого обозначено на произведении при отсутствии доказа- тельств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действу- ет до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о свое авторстве. Статья 10. Соавторство 1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадле- жит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от дру- гих частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по свое- му усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. 2. Право на использование произведения в целом принадле- жит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное це- лое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Статья 11. Авторское право составителей сборников и дру- гих составных произведений 1. Автору сборника и других составных произведений (сос- тавителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соб- людения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. 2. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, пе- риодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключи- тельные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наимено- вание либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраня- ют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Статья 12. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений 1. Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, пе- ределку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. 2. Авторское право переводчиков и авторов других произ- водных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений. Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведе- ния 1. Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текс- та), специально созданного для этого аудиовизуального произве- дения (композитор). 2. Заключение договора на создание аудиовизуального про- изведения влечет за собой передачу авторами этого произведе- ния, изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполне- ние, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при лю- бом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. 3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения. 4. Авторы произведений, вошедших составной частью в ауди- овизуальное произведение, как существовавших ранее (автор ро- мана, положенного в основу сценария, и другие), так и создан- ных в процессе работы над ним (оператор - постановщик, худож- ник - постановщик и другие), пользуются авторским правом каж- дый на свое произведение. Статья 14. Авторское право на служебные произведения. 1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания рабо- тодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебно- го произведения. 2. Исключительные права на использование служебного про- изведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использо- вания служебного произведения и порядок его выплаты устанавли- ваются договором между автором и работодателем. 3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. 4. На создание в порядке выполнения служебных обязаннос- тей или служебного задания работодателя энциклопедий, энцикло- педических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются. Статья 15. Личные неимущественные права 1. Автору в отношении его произведения принадлежат следу- ющие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторс- тва); право использовать или разрешать использовать произведе- ние под подлинным именем автора псевдонимом либо без обозначе- ния имени то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведе- ние в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). 2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого реше- ния об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародо- вано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются. 3. Личные неимущественные права принадлежат автору неза- висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Статья 16. Имущественные права 1. Автору в отношении его произведения принадлежат исклю- чительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. 2. Исключительные права автора на использование произве- дения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распростра- нение); импортировать экземпляры произведения в целях распростра- нения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения облада- теля исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный по- каз); публично исполнять произведение (право на публичное ис- полнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или пе- редачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение, (включая показ, исполнение или пе- редачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабаты- вать произведение (право на переработку). Исключительные права автора на использование дизайнерско- го, архитектурного, градостроительного и садово-паркового про- ектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от за- казчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотре- но в договоре. 3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведе- ния введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собс- твенности на эти экземпляры. 4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в ав- торском договоре, а также в договорах, заключаемых организаци- ями, управляющими имущественными правами авторов на коллектив- ной основе, с пользователями. 5. Ограничения указанных в пункте 2 настоящей статьи прав авторов устанавливаются статьями 17-26 настоящего Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Статья 17. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования 1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возмож- ности осуществления права на воспроизведение своего произведе- ния (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. 2. Переход права собственности на произведение изобрази- тельного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означает первую продажу этого произведения. В каждом случае публичной перепродажи произведения изоб- разительного искусства (через аукцион, галерею изобразительно- го искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, ав- тор имеет право на получение от продавца вознаграждения в раз- мере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского пра- ва. Статья 18. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения 1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторс- кого вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением слу- чаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона. 2. Положение пункта 1 настоящей статьи не применяется в отношении: воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или существенных частей из них; воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона; репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов. Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, про- изведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, иссле- довательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправдан- ном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из га- зетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объ- еме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообще- ние по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, поли- тическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором; 4) воспроизведение в газетах передача в эфир или сообще- ние по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких про- изведений в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произве- дений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких про- изведений в сборниках; 6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специ- ально созданных для таких способов воспроизведения. Статья 20. Использование произведений путем репродуциро- вания Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, про- изведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибы- ли: 1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены, утраченных или испорчен- ных экземпляров, предоставления экземпляров, произведения дру- гим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведе- ния из своих фондов; 2) отдельных статей и малообъемных произведений, право- мерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодичес- ких изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; 3) отдельных статей и малообъемных произведений, право- мерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодичес- ких изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий. Статья 21. Свободное использование произведений, постоян- но расположенных в местах, открытых для свободного посещения Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фо- тографии, изобразительного искусства, которые постоянно распо- ложены в месте, открытом для свободного посещения за исключе- нием случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произ- ведения используется для коммерческих целей. Статья 22. Свободное публичное исполнение Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний. Статья 23. Свободное воспроизведение для судебных целей Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного про- изводства в объеме, оправданном этой целью. Статья 24. Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания Организация эфирного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись крат- косрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир, при усло- вии, что такая запись производится организацией эфирного веща- ния с помощью ее собственного оборудования и для ее собствен- ных передач. При этом организация обязана уничтожить такую за- пись в течение шести месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер. Статья 25. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ 1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование про- изведения и без выплаты дополнительного вознаграждения: 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на технических средствах пользователя, осуществлять любые дейс- твия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя се- ти), а также исправление явных ошибок, если иное не предусмот- рено договором с автором; 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, унич- тожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей, чем указано в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть право- мерным. 2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключи- тельных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим ли- цом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий: 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необхо- димы для достижения способности к взаимодействию; 3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимо- действию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к вза- имодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с дру- гими программами, а также не может использоваться для разра- ботки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления лю- бого другого действия, нарушающего авторское право. 3. Применение положений настоящей статьи не должно нано- сить неоправданного ущерба нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного обладателя исключи- тельных прав на программу для ЭВМ или базу данных. Статья 26. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения 1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Зако- на допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях. 2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импорте- рами оборудования (аудиои видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассе- ты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носите- ли), используемых для такого воспроизведения. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авто- ров, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не пре- дусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать про- центов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фо- нограмм. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если сторо- ны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации. 3. Вознаграждение не выплачивается применительно к обору- дованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспор- та, а также к профессиональному оборудованию, не предназначен- ному для использования в домашних условиях. Статья 27. Срок действия авторского права 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных нас- тоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. 2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается ис- полнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает ох- рану права авторства, права на имя и права на защиту своей ре- путации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полно- мочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполно- моченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось. 3. Авторское право на произведение, обнародованное ано- нимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпу- щенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то приме- няется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи. 4. Авторское право на произведение, созданное в соавторс- тве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти пос- леднего автора, пережившего других соавторов. 5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечествен- ной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. 6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Статья 28. Общественное достояние 1. Истечение срока действия авторского права на произве- дения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. 2. Произведения, перешедшие в общественное достояние, мо- гут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона). 3. Правительством Российской Федерации могут устанавли- ваться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в про- фессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за ис- пользование таких произведений. Статья 29. Переход авторского права по наследству Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомо- чия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Феде- рации. Статья 30. Передача имущественных прав. Авторский договор 1. Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 26 настоя- щего Закона. Передача имущественных прав может осуществляться на осно- ве авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. 2. Авторский договор о передаче исключительных прав раз- решает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. 3. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. 4. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Статья 31. Условия авторского договора 1. Авторский договор должен предусматривать: способы ис- пользования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения раз- мера вознаграждения за каждый способ использования произведе- ния, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, ко- торые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут авто- ром по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользо- ватель будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по догово- ру права ограничивается территорией Российской Федерации. 2. Все права на использование произведения, прямо не пе- реданные по авторскому договору, считаются не переданными. Предметом авторского договора не могут быть права на ис- пользование произведения, неизвестные на момент заключения до- говора. 3. Вознаграждение определяется в авторском договоре в ви- де процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавлива- ются Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы. Если в авторском договоре об издании или ином воспроизве- дении произведения вознаграждение определяется в виде фиксиро- ванной суммы, то в договоре должен быть установлен максималь- ный тираж произведения. 4. Права, переданные по авторскому договору, могут пере- даваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. 5. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в бу- дущем. 6. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. 7. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными. Статья 32. Форма авторского договора 1. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведений в пери- одической печати может быть заключен в устной форме. 2. При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допуска- ется применение особого порядка заключения договоров, установ- ленного Законом Российской Федерации "О правовой охране прог- рамм для электронных вычислительных машин и баз данных". Статья 33. Авторский договор заказа 1. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. 2. Заказчик обязан в счет обусловленного договором воз- награждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сто- рон. Статья 34. Ответственность по авторскому договору 1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом ис- полнившая обязательства по авторскому договору, обязана воз- местить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. 2. Если автор не представил заказное произведение в соот- ветствии с условиями договора заказа, он обязан возместить ре- альный ущерб, причиненный заказчику. Раздел III Смежные права Статья 35. Сфера действия смежных прав 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если: 1) исполнитель является гражданином Российской Федерации; 2) исполнение, постановка впервые имели место на террито- рии Российской Федерации; 3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраня- емую в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи; 4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соот- ветствии с положениями пункта 3 настоящей статьи. 2. Права производителя фонограммы признаются за ним в со- ответствии с настоящим Законом в случаях, если: 1) производитель фонограммы является гражданином Российс- кой Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное мес- тонахождение на территории Российской Федерации; 2) фонограмма впервые опубликована на территории Российс- кой Федерации. 3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на террито- рии Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью пе- редатчиков, расположенных на территории Российской Федерации. 4. Смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 36. Субъекты смежных прав 1. Субъектами смежных прав являются исполнители, произво- дители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. 2. Производитель фонограммы, организация эфирного или ка- бельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоя- щем разделе в пределах прав, полученных по договору с исполни- телем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от ре- жиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости по- лучения разрешения у других исполнителей, участвующих в поста- новке, а также у автора исполняемого произведения. 3. Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произве- дения. 4. Для возникновения и осуществления смежных прав не тре- буется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фо- нограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "Р" в окружности: Р; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Статья 37. Права исполнителя 1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, ис- полнителю в отношении его исполнения или постановки принадле- жат следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого ис- кажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. 2. Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осущест- влять следующие действия: 1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для та- кой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи; 2) записывать ранее не записанные исполнение или поста- новку; 3) воспроизводить запись исполнения или постановки; 4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей; 5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на за- пись исполнения или постановки на фонограмму переходит к про- изводителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (статья 39 настоящего Закона). 3. Исключительное право исполнителя, предусмотренное под- пунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда: первоначальная запись исполнения или постановки была про- изведена с согласия исполнителя; воспроизведения исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соот- ветствии с положениями статьи 42 настоящего Закона. 4. Разрешения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вы- даются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей - руководителем такого коллектива посредством заключения пись- менного договора с пользователем. 5. Разрешения, указанные в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, на последующие передачи исполнения или пос- тановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи организациями эфирного или кабельного вещания не требуются, если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организацией эфирного или кабельного вещания. Размер вознаг- раждения исполнителю за такое использование также устанавлива- ется в этом договоре. 6. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи. Предоставление исполнителем таких прав ограничивается ис- пользованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использова- ние звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении. 7. Исключительные права исполнителя, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам. Статья 38. Права производителя фонограммы 1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, про- изводителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой фор- ме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. 2. Исключительное право на использование фонограммы озна- чает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: 1) воспроизводить фонограмму; 2) переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму; 3) распространять экземпляры фонограммы, то есть прода- вать, сдавать их в прокат и так далее; 4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распрост- ранения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения произ- водителя этой фонограммы. 3. Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допус- кается их дальнейшее распространение без согласия производите- ля фонограммы и без выплаты вознаграждения. Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы незави- симо от права собственности на эти экземпляры. 4. Исключительные права производителя фонограммы, предус- мотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам. Статья 39. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя 1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Зако- на допускается без согласия производителя фонограммы, опубли- кованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение кото- рого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознагражде- ния: 1) публичное исполнение фонограммы; 2) передача фонограммы в эфир; 3) сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. 2. Сбор, распределение и выплата вознаграждения, предус- мотренного пунктом 1 настоящей статьи, осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (статья 44 настоящего За- кона), в соответствии с соглашением между этими организациями. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаг- раждение распределяется между производителем фонограммы и ис- полнителем поровну. 3. Размер вознаграждения и условия его выплаты определя- ются соглашением между пользователем фонограммы или объедине- ниями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным орга- ном Российской Федерации. Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид ис- пользования фонограммы. 4. Пользователи фонограмм должны предоставлять организа- ции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, программы, содер- жащие точные сведения о количестве использования фонограммы, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и расп- ределения вознаграждения. Статья 40. Права организаций эфирного вещания 1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, орга- низации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и да- вать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. 2. Исключительное право давать разрешение на использова- ние передачи означает право организации эфирного вещания раз- решать осуществление следующих действий; 1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой ор- ганизации эфирного вещания; 2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю; 3) записывать передачу; 4) воспроизводить запись передачи; 5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом; 3. Исключительное право организации эфирного вещания, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда: запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания; воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положения- ми статьи 42 настоящего Закона. Статья 41. Права организации кабельного вещания 1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, орга- низации кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и да- вать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. 2. Исключительное право давать разрешение на использова- ние передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий: 1) одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организации кабельного вещания; 2) передавать передачу в эфир; 3) записывать передачу; 4) воспроизводить запись передачи; 5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. 3. Исключительное право организации кабельного вещания, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда: запись передачи была произведена с согласия организации кабельного вещания; воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положения- ми статьи 42 настоящего Закона. Статья 42. Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания 1. В изъятие из положений статей 37 - 41 настоящего Зако- на допускаются без согласия исполнителя, производителя фоног- раммы, организации эфирного или кабельного вещания и без вып- латы вознаграждения использование исполнения, постановки, пе- редачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также восп- роизведение фонограмм: 1) для включения в обзор о текущих событиях небольших от- рывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю; 2) исключительно в целях обучения или научного исследова- ния; 3) для цитирования в форме небольших отрывков из исполне- ния, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только при соблюдении положений статьи 39 настоящего Закона; 4) в иных случаях, которые установлены положениями разде- ла II настоящего Закона в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства. 2. В изъятие из положений статей 37 - 41 настоящего Зако- на допускается без согласия исполнителя, производителя фоног- раммы, организации эфирного или кабельного вещания использова- ние передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспро- изведение фонограммы в личных целях. Воспроизведение фонограм- мы допускается при условии выплаты вознаграждения в соответс- твии со статьей 26 настоящего Закона. 3. Не применяются положения статей 37, 38, 40 и 41 насто- ящего Закона в отношении получения разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования, исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих це- лях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведе- ние осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условии: 1) предварительного получения организацией эфирного веща- ния разрешения на передачу в эфир самой постановки, исполнения или передачи, в отношении которых в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется запись краткосрочного пользо- вания или воспроизведение такой записи; 2) ее уничтожения в пределах срока, который устанавлива- ется в отношении записи краткосрочного пользования произведе- ний литературы, науки и искусства, производимой организацией эфирного вещания в соответствии с положениями статьи 24 насто- ящего Закона, за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в официальных архивах на основании его исключительно документального характера. 4. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, приме- няются без ущерба нормальному использованию фонограммы, испол- нения, постановки передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и ис- кусства и без ущемления законных интересов исполнителя, произ- водителя фонограммы, организации эфирного или кабельного веща- ния и авторов указанных произведений. Статья 43. Срок действия смежных прав 1. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполне- ния или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или пос- тановки от всякого искажения или иного посягательства, уста- новленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно. 2. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в тече- ние этого срока. 3. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир. 4. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по ка- белю. 5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся осно- ванием для начала течения срока. 6. В случае, если исполнитель был репрессирован и реаби- литирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный нас- тоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следую- щего за годом реабилитации. В случае, если исполнитель работал во время Великой Оте- чественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. 7. К наследникам (в отношении юридических лиц - к правоп- реемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать ис- пользование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 нас- тоящей статьи. Раздел IV Коллективное управление имущественными правами Статья 44. Цели коллективного управления имущественными правами 1. В целях обеспечения имущественных прав авторов, испол- нителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведе- ния путем механической, магнитной и иной записи, репродуциро- вание и другие случаи), могут создаваться организации, управ- ляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, ус- тановленном законодательством. 2. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновре- менно управляющей авторскими и смежными правами. Статья 45. Организации, управляющие имущественными права- ми на коллективной основе 1. В соответствии с настоящим Законом организация, управ- ляющая имущественными правами на коллективной основе, не впра- ве заниматься коммерческой деятельностью. По отношению к деятельности такой организации не применя- ются ограничения, предусмотренные антимонопольным законода- тельством. 2. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организация- ми, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не явля- ются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 настоящего Закона. Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разделом III нас- тоящего Закона, вправе передать по договору осуществление сво- их имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной осно- ве, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Указанные организации не вправе осуществлять использова- ние произведений и объектов смежных прав, полученных для уп- равления на коллективной основе. 3. На основе полномочий, полученных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, организация, управляющая имущест- венными правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произ- ведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Ука- занные организации не вправе отказать в выдаче лицензии поль- зователю без достаточных на то оснований. Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и пре- доставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномо- чий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Все возможные имущественные претензии обладателей авторс- ких и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии. 4. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе вправе, сохранять невостребованное вознаг- раждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторс- ких и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступле- ния на счет организации. Статья 46. Функции организаций, управляющих имущественны- ми правами на коллективной основе Организация, управляющая имущественными правами на кол- лективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции: 1) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии; 2) предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация; 3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии (пункт 2 статьи 26, пункты 2 и 3 статьи 39 настоящего Закона); 4) собирать предусмотренное лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи; 5) распределять и выплачивать собранное в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи вознаграждение предоставляемым ею обладателям авторских и смежных прав; 6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация; 7) осуществлять иную деятельность в соответствии с полно- мочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав. Статья 47. Обязанности организаций, управляющих имущест- венными правами на коллективной основе 1. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах об- ладателей авторских и смежных прав, представляемых такой орга- низацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности: 1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведе- ния об использовании их прав; 2) использовать собранное в соответствии с положениями пункта 4 статьи 46 настоящего Закона вознаграждение исключи- тельно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав. При этом организация вправе вычитать из собран- ного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расхо- дов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, созда- ваемые этой организацией с согласия и в интересах представляе- мых ею обладателей авторских и смежных прав; 3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, за вычетом сумм, указанных в подпункте 2 нас- тоящего пункта, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. 2. Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий организации в отношении сбора вознаграждения, пре- дусмотренного в пункте 4 статьи 46 настоящего Закона, вправе потребовать от организации выплатить причитающееся им вознаг- раждение в соответствии с произведенным распределением, а так- же исключить свои произведения и объекты смежных прав из ли- цензий, предоставляемых этой организацией пользователям. Раздел V Защита авторских и смежных прав Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав. Контра- фактные экземпляры произведения и фонограммы 1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторс- ких и смежных прав наступает гражданская, уголовная и адми- нистративная ответственность в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации. 2. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав. 3. Контрафактными являются экземпляры произведения и фо- нограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. 4. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произ- ведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государс- тва, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охра- нялись или перестали охраняться. Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторс- ких и смежных прав 1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: 1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 3) возмещение убытков, включая упущенную выгоду; 4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; 5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда устанавливаемых законодательством Рос- сийской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбит- ражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода; 6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Указанные в подпунктах 3,4,5 настоящего пункта меры при- меняются по выбору обладателя авторских и смежных прав. 2. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выпла- ты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за на- рушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сум- ма штрафов направляется в установленном законодательством по- рядке в соответствующие бюджеты. 3. За защитой своего права обладатели исключительных ав- торских и смежных прав вправе обратиться в установленном по- рядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компе- тенцией. 4. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискован- ные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подле- жат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья еди- нолично, а также арбитражный суд может вынести решение о кон- фискации материалов и оборудования, используемых для изготов- ления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав 1. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд мо- жет вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим За- коном использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров про- изведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными). 2. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд мо- жет вынести определение о наложении ареста и изъятии всех эк- земпляров произведений и фонограмм, в отношении которых пред- полагается, что они являются контрафактными, а также материа- лов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья едино- лично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фоног- рамм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и пере- даче на ответственное хранение. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Дом Советов России 9 июля 1993 года N 5351-I