УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 июня 1997 г. № 679
П О Л О Ж Е Н И Е
о Министерстве культуры Российской
Федерации
1. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко – культурного наследия (далее именуется – сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. Министерство культуры Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.
4. Министерство культуры Российской Федерации и его территориальные органы по сохранению культурных ценностей, образуемые в установленном порядке, осуществляют свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также творческими союзами и другими общественными объединениями.
5. Основными задачами Министерства культуры Российской Федерации являются:
1) осуществление государственной политики в
сфере культуры, обеспечивающей необходимые
условия для реализации конституционных прав
граждан Российской Федерации на свободу
творчества, участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, доступ к
культурным ценностям и направленной на
сохранение исторического и культурного
наследия;
2) содействие развитию национальных
культур народов Российской Федерации;
3) определение целей и приоритетов в
развитии отдельных видов культурной
деятельности, профессионального искусства,
музейного и библиотечного дела, народного
творчества, образования и науки в сфере культуры;
4) разработка и реализация в
соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации системы мер по
предупреждению незаконных вывоза, ввоза
культурных ценностей и передачи права
собственности на культурные ценности;
5) осуществление государственного
контроля за вывозом из Российской Федерации
культурных ценностей, соблюдением
установленного порядка реализации предметов
антиквариата, а также соблюдением правил
внешнеэкономической деятельности в отношении
культурных ценностей;
6) управление деятельностью
подведомственных организаций.
6. Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по
вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
2) обобщает практику применения и
разрабатывает предложения по совершенствованию
законодательства Российской Федерации в сфере
культуры, разрабатывает проекты законодательных
и иных нормативных актов по вопросам, отнесенным
к компетенции Министерства;
3) участвует в пределах своей
компетенции в разработке в установленном
порядке перспективных и ежегодных прогнозов и
программ социально – экономического развития
Российской Федерации, а также проектов
федерального бюджета на соответствующий период;
4) разрабатывает и реализует в
установленном порядке федеральные целевые
программы развития культуры и искусства,
принимает участие в разработке и реализации иных
федеральных целевых и межгосударственных
программ по вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства;
5) осуществляет государственный учет и
охрану недвижимых памятников истории и культуры
Российской Федерации (в том числе особо
охраняемых территорий), разрабатывает и
утверждает правила, нормативы и стандарты в
области государственного учета, охраны и
использования недвижимых памятников истории и
культуры в пределах полномочий, представленных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
6) устанавливает в пределах своей
компетенции режим содержания и использования
объектов исторического и культурного наследия (
в том числе особо охраняемых территорий),
включенных в Перечень объектов исторического и
культурного наследия федерального
(общероссийского) значения;
7) обеспечивает в соответствии с
законодательством Российской Федерации
экспертизу и согласование проектов реставрации
и иных видов работ, осуществляемых на недвижимых
памятниках истории и культуры либо связанных с
ними, осуществляет в установленном порядке
аттестацию специалистов в области реставрации
памятников истории и культуры;
8) подготавливает с участием
федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и вносит предложения о
включении объектов исторического и культурного
наследия в Государственный список недвижимых
памятников истории и культуры федерального
(общероссийского) значения, а также в Список
всемирного наследия Юнеско;
9) подготавливает с участием
федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и вносит предложения об
отнесении историко – культурных и природных
комплексов, архитектурных ансамблей и
сооружений, организаций культуры, а также других
объектов к особо ценным объектам культурного
наследия народов Российской Федерации;
10) обеспечивает формирование и
ведение Государственного свода особо ценных
объектов культурного наследия народов
Российской Федерации, а также является его
депозитарием;
11) производит в установленном порядке
лицензирование деятельности по обследованию
состояния, консервации, реставрации и ремонту
памятников истории и культуры федерального
(общероссийского) значения;
12) организует проектирование
памятников и монументов, сооружаемых в
соответствии с решениями органов
государственной власти Российской Федерации;
13) обеспечивает государственный учет,
сохранение, реставрацию, пополнение,
использование и популяризацию государственных
музейных и библиотечных фондов, создание и
внедрение современных систем безопасности и
информатизации государственных музеев и
библиотек в Российской Федерации;
14) включает в установленном порядке
музейные предметы и музейные коллекции в состав
Музейного фонда Российской Федерации и
исключает их из состава этого фонда, ведет
Государственный каталог Музейного фонда
Российской Федерации, осуществляет
государственный контроль за состоянием
государственной части Музейного фонда
Российской Федерации, находящейся в федеральной
собственности, и негосударственной части
Музейного фонда Российской Федерации, а также за
деятельностью негосударственных музеев в
Российской Федерации;
15) осуществляет лицензирование
деятельности музеев в Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации;
16) принимает в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, решения об управлении музейными
предметами и музейными коллекциями,
находящимися в федеральной собственности;
17) реализует в установленном порядке
от лица государства преимущественное право
покупки музейных предметов и музейных коллекций,
включенных в состав негосударственной части
Музейного фонда Российской Федерации;
18) устанавливает порядок и условия
доступа к музейным предметам и музейным
коллекциям, находящимся в депозитариях
государственных музеев;
19) осуществляет межведомственную
координацию в области библиотечного дела, в том
числе создания кооперированных библиотечных
систем и информационно – библиотечных сетей;
20) регулирует порядок использования и
осуществляет государственный контроль за
обеспечением сохранности и использованием
фондов подведомственных библиотек, обеспечивает
управление в установленном порядке фондами
рукописей, рукописных материалов и памятников
печати государственных библиотек;
21) способствует сохранению и развитию
национальных культур народов Российской
Федерации, возрождению самобытных культур
малочисленных народов и этнических общностей на
территории Российской Федерации, оказывает
содействие национально – культурным центрам и
землячествам;
22) содействует развитию всех видов и
жанров профессионального искусства, сохранению
творческого наследия крупнейших деятелей
отечественной и мировой культуры;
23) реализует меры государственной
поддержки деятелей культуры и искусства,
творческой молодежи, а также культуры в
российской провинции;
24) приобретает произведения
изобразительного и декоративно – прикладного
искусства, драматургические и музыкальные
произведения в целях пополнения государственных
музейных и библиотечных фондов, репертуара
театров и музыкальных коллективов, а также
осуществляет финансирование работ по созданию
указанных произведений;
25) способствует расширению
гастрольной и выставочной деятельности в
Российской Федерации, установлению и развитию на
межрегиональном уровне связей и контрактов
творческих коллективов, организаций культуры и
искусства, образовательных и научных учреждений
сферы культуры;
26) содействует сохранению и развитию
народного творчества, обеспечению разнообразия
культурно – досуговой деятельности населения;
27) определяет направления подготовки
кадров в сфере культуры, координирует в пределах
своей компетенции деятельность образовательных
учреждений федерального подчинения по
определению объемов и структуры подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
специалистов в сфере культуры и искусства,
осуществляет в установленном порядке аттестацию
и государственную аккредитацию
подведомственных образовательных учреждений;
28) обеспечивает проведение научно –
исследовательских работ в сфере культуры;
29) заключает в соответствии с
законодательством Российской Федерации
международные договоры межведомственного
характера в сфере культуры, а также участвует в
подготовке международных договоров Российской
Федерации, обеспечивает в пределах своей
компетенции выполнение международных
обязательств Российской Федерации;
30) осуществляет международное
культурное сотрудничество, командирует
творческие коллективы, отдельных исполнителей и
специалистов за границу по вопросам, связанным с
выполнением возложенных на Министерство задач;
31) участвует в пределах своей
компетенции в решении проблем соотечественников
за рубежом;
32) осуществляет совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти
контроль за соблюдением установленного порядка
вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее
территорию культурных ценностей;
33) принимает решения о возможности
вывоза и временного вывоза культурных ценностей
из Российской Федерации, выдает юридическим или
физическим лицам свидетельства на право вывоза
или временного вывоза культурных ценностей,
взимает в установленном порядке специальные
сборы за право вывоза и временного вывоза
культурных ценностей;
34) обеспечивает в установленном
порядке организацию и проведение
искусствоведческой и историко – культурной
экспертизы заявленных к вывозу и временному
вывозу культурных ценностей, а также при
возврате после временного вывоза и передаче прав
собственности на них;
35) составляет в установленном порядке
перечень культурных ценностей, попадающих под
действие Закона Российской Федерации «О вывозе и
ввозе культурных ценностей»;
36) осуществляет в установленном
порядке регистрацию ввозимых и временно
ввозимых на территорию Российской Федерации
культурных ценностей;
37) осуществляет в установленном
порядке хранение, учет и экспертизу культурных
ценностей, а также публикацию информации о
культурных ценностях, задержанных или
конфискованных таможенными и другими
правоохранительными органами;
38) осуществляет в установленном
порядке передачу культурных ценностей,
обращенных в доход государства в соответствии с
действующим законодательством, в
государственные музейный, архивный и
библиотечный фонды либо региональным
объединениям;
39) принимает в установленном порядке
решение о выдаче или отказе в выдаче юридическим
лицам лицензий на осуществление деятельности,
связанной с реализацией предметов антиквариата
на территории Российской Федерации,
осуществляет выдачу лицензий установленного
образца;
40) осуществляет в пределах своей
компетенции контроль за соблюдением правил
внешнеэкономической деятельности в отношении
культурных ценностей, формирует банк данных
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
внешнеэкономические операции и вывоз за рубеж
культурных ценностей и предметов антиквариата;
41) принимает предусмотренные
законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации
меры по восстановлению законных прав
собственников культурных ценностей при
незаконном вывозе и ввозе культурных ценностей и
передаче права собственности на них;
42) осуществляет организационно –
техническое обеспечение деятельности
Государственной комиссии по реституции
культурных ценностей;
43) определяет направления
экономических преобразований в сфере культуры и
осуществляет их реализацию, разрабатывает
предложения по совершенствованию системы
финансирования, налогообложения, организации и
оплаты труда, пенсионного обеспечения в сфере
культуры;
44) определяет объемы и осуществляет в
соответствии с законодательством Российской
Федерации финансирование за счет средств
федерального бюджета, включая государственные
инвестиции, подведомственных организаций и
федеральных программ по культуре и искусству (в
пределах своей компетенции);
45) создает, реорганизует и ликвидирует
в установленном порядке подведомственные
учреждения культуры, науки и образования в
пределах выделенных Министерству бюджетных
ассигнований;
46) осуществляет в пределах
предоставленных полномочий управление
подведомственными организациями, проводит
документальные ревизии и проверки
производственной и финансово – хозяйственной
деятельности, осуществляет контроль за
расходованием выделяемых им средств
федерального бюджета и эффективностью
использования находящегося в их оперативном
управлении или на праве хозяйственного ведения
государственного имущества, относящегося к
федеральной собственности;
47) формирует направления модернизации
и содействует удовлетворению потребности в
технической оснащенности организаций сферы
культуры, вырабатывает рекомендации для
промышленного производства соответствующей
продукции, организует в установленном порядке
экспертизу проектов строительства и
реконструкции объемов культуры федерального
значения;
48) анализирует состояние рынка услуг в
сфере культуры, организует распространение
данных о его конъюнктуре, способствует развитию
маркетинга в подведомственных организациях;
49) организует бухгалтерский учет в
сфере культуры;
50) осуществляет в пределах своей
компетенции методическую и консультативную
работу, обеспечивает развитие информационной
системы в сфере культуры, издает справочно –
информационную, методическую и другую
литературу.
7. Министерство культуры Российской Федерации имеет право:
1) издавать в установленном порядке и в пределах
своей компетенции нормативные правовые акты
межведомственного характера;
2) запрашивать в установленном порядке
у федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, юридических и физических
лиц информационно – аналитические материалы, а
также данные (включая статистические),
необходимые для осуществления возложенных на
Министерство задач и функций, пользоваться
сведениями Национального центрального бюро
Интерпола в Российск4ой Федерации;
3) заключать в соответствии с
законодательством Российской Федерации
договоры о возврате временно вывозимых
культурных ценностей с лицами, ходатайствующими
о временном вывозе культурных ценностей;
4) возбуждать в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, ходатайства перед Межведомственным
советом по вопросам вывоза и ввоза культурных
ценностей о разрешении вывоза семейных реликвий
или мемориальных ценностей, принадлежащих на
праве собственности гражданам Российской
Федерации, выезжающим за пределы Российской
Федерации на постоянное место жительства;
5) организовывать и проводить
конкурсы, фестивали, выставки, выставки –
продажи, аукционы, симпозиумы, конференции,
семинары, музейный и библиотечный обмен и другие
мероприятия в сфере культуры;
6) учреждать в установленном порядке
газеты, журналы и другие средства массовой
информации по вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства;
7) представлять в установленном
порядке деятелей культуры и искусства к
государственным наградам, премиям и почетным
званиям, присваивать театрам и художественным
коллективам независимо от их организационно –
правовой формы звание «академический», а также
подведомственным организациям – имена
выдающихся деятелей истории и культуры.
8. Министерство культуры Российской Федерации
возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом
Российской Федерации по предложению
Председателя Правительства Российской
Федерации.
Министр несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на
Министерство задач и осуществление им своих
функций.
Министр имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых от
должности Правительством Российской Федерации.
9. Министр культуры Российской Федерации:
1) руководит деятельностью Министерства;
2) вносит в установленном порядке на
рассмотрение Правительства Российской
Федерации проекты законодательных и иных
нормативных правовых актов по вопросам, входящим
в компетенцию Министерства;
3) устанавливает обязанности и
определяет ответственность заместителей
Министра и руководителей структурных
подразделений Министерства;
4) утверждает структуру и штатное
расписание центрального аппарата Министерства в
пределах установленных численности работников и
фонда оплаты труда, смету расходов на его
содержание в пределах утвержденных на
соответствующий период бюджетных ассигнований,
а также положения о структурных подразделениях
Министерства и уставы подведомственных
организаций;
5) утверждает положение о
территориальных органах Министерства,
численность и фонд оплаты труда их работников в
пределах, установленных Правительством
Российской Федерации, а также смету расходов на
содержание этих органов в пределах утвержденных
на соответствующий период бюджетных
ассигнований;
6) назначает на должность и
освобождает от должности работников
центрального аппарата Министерства,
руководителей территориальных органов
Министерства (по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации) и руководителей подведомственных
организаций, в том числе в установленном порядке
– руководителей особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации, заключает, изменяет и расторгает с
указанными руководителями трудовые договоры
(контракты), применяет к ним меры дисциплинарного
взыскания;
7) издает в пределах своей компетенции
и в соответствии с законодательством Российской
Федерации приказы, утверждает инструкции,
обязательные для выполнения работниками
центрального аппарата Министерства и его
территориальных органов, а также
подведомственными организациями;
8) осуществляет друге полномочия в
соответствии с законодательством Российской
Федерации.
10. В Министерстве культуры Российской Федерации
образуется коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), его заместителей (по
должности) и руководящих работников
центрального аппарата Министерства. В состав
коллегии могут входить руководящие работники
других федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, общественных объединений,
фондов, деятели культуры и искусства,
руководители подведомственных организаций.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в
ее состав по должности, утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Коллегия на своих заседаниях
рассматривает важнейшие вопросы деятельности
Министерства. Решения коллегии оформляются
протоколами и реализуются в приказах Министра.
11. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимся к компетенции Министерства культуры Российской Федерации, при Министерстве могут образовываться на общественных началах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы, действующие на основании положений, утверждаемых Министром культуры Российской Федерации.
12. Министерство культуры Российской Федерации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетный и иные счета в Центральном банке Российской Федерации, валютный счет Внешэкономбанке, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также необходимые для его деятельности другие печати, штампы и бланки.
Местонахождение Министерства Культуры Российской Федерации – г. Москва, его территориальных органов по сохранению культурных ценностей – согласно приложению.
Приложение
к Положению о Министерстве
культуры Российской Федерации
С Х Е М А
Размещения территориальных органов по
сохранению
культурных ценностей Министерства культуры
Российской Федерации
Местонахождение территориального органа |
Территория обслуживания |
г. Москва | Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва |
г. Санкт - Петербург | Республика Карелия, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт – Петербург |
г. Архангельск | Республика Коми, Архангельская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ |
г. Воронеж | Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская области |
г. Нижний Новгород | Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Кировская, Нижегородская области |
г. Саратов | Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская области |
г. Краснодар | Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино – Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево – Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область |
г. Екатеринбург | Республика Башкортостан, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, Коми – Пермяцкий автономный округ |
г. Новосибирск | Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты – Мансийский, Ямало – Ненецкий автономный округа |
г. Иркутск | Республика Бурятия, Республика Тыва, Иркутская, Читинская области, Агинский, Бурятский, Усть – Ордынский Бурятский автономные округа |
г. Красноярск | Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Красноярский край, Таймырский (Долгано – Ненецкий), Эвенкийский автономные округа |
г. Хабаровск | Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская области, Еврейская автономная область, Корякский, Чукотский автономные округа |
г. Владивосток | Приморский край, Сахалинская область |