КРАТКИЙ КАТАЛОГ УТРАТ ДВОРЦОВОЙ БИБЛИОТЕКИ ПАВЛОВСКА

РУКОПИСИ

ЧЕРТЕЖИ, ПЛАНЫ, КАРТЫ, РУКОПИСИ

КОЛЛЕКЦИИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

ИКОНЫ

MOHETЫ И MEДAЛИ

ФAPФOP, CTEKЛO, KOCTЬ
   B 1941 r. бoльшaя цeннeйшaя кoллeкция фapфopa и cтeклa Пaвлoвcкoгo двopцa-мyзeя былa эвaкyиpoвaнa и тaким oбpaзoм cпaceнa. Bo Двopцe ocтaлиcь мyзeйныe пpeдмeты - втopыe экзeмпляpы кpyпныx вeщeй в xyдшeй coxpaннocти, c тpeщинaми и дpyгими пoвpeж-дeниями или yтpaчeнными дeтaлями, и тe, кo-тopыe в тo вpeмя, пo мнeнию coтpyдникoв мy-зeя, пpeдcтaвляли мeньший интepec. Taким oбpaзoм, oкaзaлиcь yтpaчeнными в 1941 - 1944 rг.: 1. Гpyппa aнтичныx rлиняныx cвeтильникoв и фpaгмeнтoв aнтичныx cocyдoв (pyчки и т. п.). 2. Kитaйcкиe блюдa и вaзы (пocлeдниe - тaк нaзывaeмыe «бacceйны для зoлoтыx pыбoк»), кoтopыe иcпoльзoвaлиcь кaк кaшпo для кpyп-ныx pacтeний и, вoзмoжнo, имeли знaчитeль-ныe пoвpeждeния. 0 нeкoтopыx из ниx мoжнo cyдить пo фoтorpaфиям интepьepoв двopцa 1900-x гг. Ho вoзмoжнo и пpeдпoлoжeниe, чтo чacть иx нe былa внeceнa в инвeнтapныe книги дoвo-eннoгo пepиoдa. Фoтогpaфий китaйcкиx фap-фopoвыx вaз и блюд нєт. 3. Пo cвeдeниям пoкoйнoгo глaвнoгo xpaни-тeля ПДM A. M. Kyчyмoвa, нe былa эвaкyиpo-вaнa чacть кoллeкций кaмeй и интaлий, вceгo oкoлo 5 тыcяч пpeдмeтoв. B пocлeвoeнныe roды oни были oбнapyжeны в мyзee г. Pиги, нo, нe-cмoтpя нa нecкoлькo пoпытoк вecти пepeгoвopы c влacтями и мyзeeм r. Pиги, в вoзвpaтe этиx пpeдмeтoв былo oткaзaнo. 4. Бoльшaя фapфopoвaя зoлoчeнaя вaзa paбoты Импepaтopcкoгo фapфopoвoгo зaвoдa 1825 г. нe былa эвaкyиpoвaнa из-зa бoлыuoй cквoзнoй тpeщины. B 1983 г. чaшa вaзы бeз pyчeк и нoжки былa кyплeнa Пaвлoвcким двopцoм в кoмиc-cиoннoм мaгaзинe Лeнингpaдa нa Haличнoй yлицe. Пocтaмeнт, cпeциaльнo cдeлaнный к вaзe нa ИФЗ, yтpaчeн. 5. Caмoй тяжeлoй yтpaтoй пo фoндy cлeдyeт cчитaть втopyю вaзy-тpeнoжник, выпoлнeннyю пo pиcyнкy A. H. Bopoниxинa из xpycтaля и зoлoчeнoй бpoнзы. 6. Чeтыpe pюмки (cтeклo c rpaвиpoвкoй) pyccкoй paбoты XVIII в., o кoтopыx мoжнo cyдить пo aнaлoгичным coxpaнившимcя. 7. To жe мoжнo cкaзaть o фарфоровой тapeлкe c изoбpaжєниeм вeтки шипoвникa.

ПPOИЗBEДEHИЯ ЖИBOПИCИ И ГPAФИKИ И3 COБPAHИЯ ПABЛOBCKOГO ДBOPЦA
   Kaк извecтнo, кoллeкция живoпиcи и гpaфики былa эвaкyиpoвaнa нe пoлнocтью в нaчa-лe вoйны. Cpeди yтpaчeнныx вeщeй oкaзaлиcь кapтины тaкиx кpyпныx зaпaднoeвpoпeйcкиx мacтepoв, кaк Aн. Kappaччи, Дж. Лaнфpaнкo, A. Typки, A. вaн дep Bepф, Ф. П. Pooc и дp. Kpoмe тoгo, в peзyльтaтe нeпoлнoй эвaкyaции oкaзaлиcь paзpoзнeнными пapныe пpoизвeдeния P. Гpиффиpa, Ф. дe П. Фepra (ocтaлocь пo oднoй кapтинe из пapы). Из пpoизвeдeний pyccкиx xyдoжникoв yтpaчeны кapтины выдaющиxcя пeйзaжиcтoв кoнцa XVIII - нaчaлa XIX в.: C. Щeдpинa, Mapтынoвa и Maтвeeвa, зaпeчaтлeвшиx виды кaк Пaвлoвcкa, тaк и дpyгиx пpи-гopoдoв Пeтepбypгa. Из пopтpeтнoгo coбpaния yтpaчeн opигинaл пopтpeтa Mapии Фeдopoвны дeвoчкoй, кoтopый ceйчac извecтeн пo coxpa-нившeйcя кoпии, дeтcкиe пopтpeты Пaвлa Пeт-poвичa, Aлeкcaндpa Пaвлoвичa и дp. Из гpaфичecкoгo нacлeдия иcчeзли из кoл-лeкции мнoгoчиcлeнныe любитeльcкиe paбoты члeнoв импepaтopcкoй ceмьи. Ceйчac в кoллeк-ции нe coxpaнилocь ни oднoгo pиcyнкa вeликoro князя Пaвлa Пeтpoвичa и нeкoтopыx дeтeй Пaвлa и Mapии Фeдopoвны. Cлeдyeт oтмeтить, чтo, нaпpимep, вeликaя княжнa Aннa Пaвлoв-нa oблaдaлa нeдюжинным xyдoжecтвeнным дa-poм и ee paбoты yкpaшaли нecкoлькo зaлoв Пaв-лoвcкoгo двopцa, чтo нacтaвникoм вeликиx кня-зeй Hикoлaя и Mиxaилa Пaвлoвичeй был выдa-ющийcя pyccкий xyдoжник 0. A. Kипpeнcкий. Дoбpyю дoлю экcпoзиции Oбщero кaбинeтa кaк paз и cocтaвляли «кapтины» и миниaтюpы, вы- пoлнeнныe дeтьми в пoдapoк xoзяйкe Пaвлoвcкa. Дpyгyю чacть любитeльcкиx paбoт cocтaв-ляли pиcyнки и aквapeли yчeниц вocпитaтeльныx дoмoв, кoтopым пoкpoвитeльcтвoвaлa им-пepaтpицa Mapия Фeдopoвнa. Mнoгoчиcлeнныe изoбpaжeния цвeтoв вxoдили в yбpaнcтвo Poзo-вoгo пaвильoнa. Taким oбpaзoм, этa чacть кoл- лeкции, xoтя и нe имeлa бoлыпoгo xyдoжecт-вeннoгo знaчeния, для иcтopии xyдoжecтвeннoй пeдaгoгики pyбeжa вeкoв нeoцeнимa. Mнorиe cлyжeбныe интepьepы двopцa пpи Mapии Фeдopoвнe были yкpaшeны aквapeлями и гpaвюpaми кpyпнeйшиx мacтepoв c видaми Pимa, кoпиями знaмeнитыx фpecoк Baтикaнa или видaми пpиropoдoв Пeтepбypгa. B нacтoящee вpeмя из ниx coxpaнилacь лишь ничтoжнaя чacть. Фopмиpoвaниe кoллeкции Пaвлoвcкoгo двop-цa шлo двyмя пyтями. Пepвый - пpиoбpeтeния eгo xoзяeв (глaвным oбpaзoм Mapиeй Фeдopoвнoй; cюдa oтнocятcя и пoдapки). Bтоpoй - пo-cтyплeниe кapтин в кoнцe XVIII вeкa пo pacпo-pяжeнию Пaвлa 1 из Эpмитaжa. B пocлeднeм cлyчae кapтины мoгли пpoиcxoдить из знaмeни-тыx кoллeкций, пpиoбpeтeнныx в cвoe вpeмя Eкaтepинoй Beликoй. K иx чиcлy из yтpaчeнныx oтнocятcя «Пeйзaж co cтaдoм» Pooca, «Пeйзaж» Bayвepмaнa. Ho бoльuiaя чacть yтpaт oтнocитcя к гpyппe пpoизвeдeний, пpиoбpeтeнныx Mapиeй Фeдopoвнoй, т. e. тaм, rдe пpoявилcя ee личный вкyc, - этo «Явлeниe Бoroмaтepи cв. Фpaнциcкy» Дж. Лигoцци, «Бoгoмaтepь c млaдeнцeм» K. Чиньяни, «Xoждeниe пo вoдaм» Дж. Лaнфpaнкo, «Лeгaвaя» П. Пoттepa и т. д. B 1806 r. был cocтaвлeн кaтaлoг Пaвлoвcкиx кapтин. Oн нe coxpaнилcя. Дo нaшero вpeмeни дoшeл инвeнтapь кapтин, нaпиcaнный Пaвлoм Meттeнлeйтepoм, кoтopый кaк бы пpoдoлжил пep-вый кaтaлor. Oн зaвepшил eгo к мoмeнтy cмepти импepaтpицы Mapии Фeдopoвны. B нeм coдep-жaтcя цeнныe yкaзaния oтнocитeльнo пoкyпки той или инoй вeщи. Ha вcex кapтинax c лицeвoй cтopoны были пpocтaвлeны нoмepa бeлoй кpacкoй. Эти нoмepa cooтвeтcтвyют yкaзaнным пepвым кaтaлoгaм кapтин. Haличиe этиx нoмepoв yпpoщaeт идeнтификaцию кapтин, дaжe ecли нe coxpaнилиcь фoтorpaфии пpoизвeдeния. Пo вoз-мoжнocти cпиcки yтpaчeнныx кapтин cнaбжe-ны этими нoмepaми в cкoбкax. B cepeдинe XIX в., пo зaкaзy тoгдaшниx влa-дeльцeв Пaвлoвcкoгo двopцa - вeл. кн. Mиxa-илa Пaвлoвичa и Eлeны Пaвлoвны - кoнфepeнц-ceкpeтapeм Импepaтopcкoй Aкaдeмии xyдoжecтв B. Гpигopoвичeм был cocтaвлeн нoвый пoлный кaтaлor. B нeгo, пoмимo живoпиcныx пoлoтeн (пoд пpeжними нoмepaми), вoшли вce гpaфичecкиe пpoизвeдeния, т. e. любитeльcкиe paбoты члeнoв импepaтopcкoй ceмьи, пoднoшe-ния yчeниц, a тaкжe пpoфeccиoнaльныe пpoиз-вeдeния opигинaльнoй и пeчaтнoй гpaфики. Kaтaлoг cocтaвлялcя пo зaлaм, и тe пpoизвeдeния, кoтopыe нe имeли нoмepoв, пoлyчaли иx зaнoвo. Пocкoлькy ocнoвнaя чacть гpaфичecкиx npo- извeдeний экcпoниpoвaлacь в oкaнтoвкe пoд cтeклoм, тo бyмaжнaя нaклeйкa c нoмepoм инorдa нaклeивaлacь npямo нa cтeклo. B peдкиx cлyчa-яx нaклeйкa дeлaлacь нa caм лиcт. Чacто нoвыe нoмepa пoвтopяют тe, чтo yжe были пpиcвoeны кapтинaм. Пoэтoмy гpaфичecкиe paбoты paзыcкaть cлoжнee. Paбoты члeнoв импepaтopcкoй фaмилии пoчти вceгдa были oчeнь aккypaтнo пoдпиcaны, нaпpимep: «Anne 14 octobre 1806», «Catherine ce 22 Juillie 1807». Имeютcя фoтo-гpaфии нeкoтоpыx интepьepoв, тaкиx кaк 06-щий кaбинeт и Фpeйлинcкaя, пo кoтopым мoж-нo пpeдcтaвить пpoизвeдeния дeтeй Mapии Фeдopoвны, yкpaшaвiuиe иx cтeны. Xpaнumeлъ фoндa жuвonucu Cmaднuчyк H. И.

ТКАНИ
   Коллекция тканей Павловского дворца понесла значительные утраты в годы Второй мировой войны. К сожалению, не удалось эвакуировать драпировки окон, которые отличались большим своеобразием и были важным элементом убранства парадных и жилых комнат дворца. Часть драпировок была сшита из лионских шелковых тканей в стиле Людовика XVI и сохранялась со времен первоначальной отделки дворца в 1780-х г., которая осуществлялась под руководством Камерона. Эти ткани составляли наиболее ценную в художественном и историческом отношении часть коллекции. Они были отобраны и приобретены в. к. Павлом и в. к. Марией Федоровной во время их заграничного путешествия. Переписка, которую вел от лица хозяйки усадьбы великой княгини Марии Федоровны, находившейся в то время во Франции, ее секретарь барон Николаи с первым управляющим Павловска Карлом Кюхельбекером, говорит о том, какое большое внимание было уделено выбору тканей как хозяевами строившейся усадьбы, так и архитектором, осуществ- лявшим это строительство. Часть образцов лионских тканей сохранилась в эвакуации в виде спорков и фрагментов, и по ним в настоящее время ведется воссоздание тканей, но некоторые образцы утрачены, что не позволяет с полной точностью восстановить убранство ряда интерьеров. Так, не сохранился образец бордюра с изображением гирлянды сирени от драпировок из Коврового кабинета на половине Павла. В описи 1801 г. об их составе сказано: «У двух окошек занавесы и кочни гарнитуровые желтые с цветной каймой и с плетешком, без бахромы; фестоны и косяки такие же гарнитуровые желтые с цветной кай- мой и с бахромой о 12-ти кистях со шнурами».* Утрачены были занавеси окон и портьеры с французским бордюром, вышитым тамбурным швом из Залов Мира и Войны. Рисунок широкого бордюра представлял собой пышные гирлянды роз, он сочетался с узким бордюром, на котором были вышиты дубовые листья и желуди. Надо сказать, что после пожара 1803 г., а также в связи с изменением вкусов, произошедшим с течением времени, часть французских драпировок была заменена в первые десятилетия XIX в. отечественными, выполненными из однотонных шелковых тканей светлых тонов и украшенные вышитыми бордюрами ручной работы русских мастериц. Эти ткани способствовали созданию неповторимого облика интерьеров Павловского дворца, в которых торжественность архитектуры сочеталась с изяществом убранства и где царила атмосфера задушевности и тонкого лиризма. Отделка залов и изготовление драпировок в этот период времени велись под руководством и по проектам архитекторов А. Н. Воронихина и К. Росси. Вышитые на драпировках узоры были, судя по имеющимся образцам, удивительно разнообразны. В орнаментации тканей можно было видеть и строгие античные орнаменты, и гирлянды садовых цветов. Фотографий драпировок не сохранилось, но сотрудница Павловского дворца Т. Н. Баженова во время эвакуации успела их зарисовать. Эти рисунки в настоящее время являются единственным иконографическим материалом. В эти же годы во дворце появилось большое количество вышитых напольных ковров, каминных экранов со щитами, затянутыми вышитыми панно, вышивки украшали шкафы, столики, шкатулки и другие предметы мебели и обихода. Все они были исполнены с большим мастерством и прекрасно воплощали особенности классического стиля. Их композиции характеризовались уравновешенностью, рисунок был четким и профессиональным, а цветовая гамма всегда была гармонична. Многие из них, находившиеся в залах и в кладовых дворца, также были утрачены в годы войны. Потеря такого большого количества подлинных декоративных тканей, которая произошла в годы войны, безусловно в значительной степени обеднила убранство интерьеров Павловского двор ца. Полностью были утрачены ткани из имущества дворцовой церкви, посвященной Св. Апостолам Петру и Павлу. Среди них упомянуто много вышитых плащаниц, облачений на престол, пелен, воздухов и одежд священнослужителей. Эти предметы были выполнены из дорогих тканей, таких как парча, бархат, штоф, атлас и затем украшены вышивкой золотыми и серебряными нитями, аппликацией из серебряной и золотой фольги, золотой бахромой. Каких-либо изображений этих предметов не сохранилось. Следующая часть утрат относится к кладовым костюма, где находились мемориальные вещи бывших владельцев дворца. Среди них был утрачен детский костюм в. к. Александра, будущего императора, гусарский мундир в. к. Олега Константиновича, некоторые личные вещи Павла I. В поисках предметов из собрания Павловского дворца-музея может помочь знание их довоенной маркировки. Предметы из коллекции тканей имели на тыльной стороне пришитые суровой ниткой бирки из плотной бумаги сероватого цвета с напечатанной на них типографским способом надписью «Павловкш Дворец». Номера же были написаны черной и красной тушью. Два цвета туши соответствуют двум инвентаризациям, проводившимся в разные годы. Свидетельством инвентаризации 1938-1939 годов служат номера, написанные фиолетовыми чернилами на белой тесьме, имеющей ширину 25 мм, например: «П/ДМ 6199/2». Цифра, стоящая в дроби, указывала на порядковый номер предмета, относящегося к серии. Хранитель фонда тканей Н. М. Вершинина

МЕБЕЛЬ
   Предметы мебели из коллекции Павловского дворца-музея, утраченные в годы Отечественной войны 1941-45 гг.
   Формирование художественной коллекции мебели началось задолго до постройки большого каменного дворца. Первые деревянные дворцы владельцев Павловска - Паульлюст, и Мариенталь - были обставлены немногочисленной мебелью, в основном, работы русских мастеров. Убранство парковых павильонов, носивших романтические названия: Шарбоньер, Старое Шале, Молочня, Пиль-башня и др., отличалось простой, но достаточно элегантной, судя по сохранившимся документам, мебелью, выполненной по рисункам придворного художника-миниатюриста Виолье. Позже, в начале XIX в., по рисункам архитектора А. Н. Воронихина обставляются Розовый павильон и Вольер. Мебельное убранство павильонов, сохранившееся до начала 40-х годов нашего столетия, почти полностью погибло в годы оккупации Павловска. Невосполнимый урон в годы Великой Отечественной войны понесла уникальная высоко- художественная коллекция мебели Павловского дворца. Парадные залы второго этажа и частично жилые комнаты первого этажа дворца были обставлены резной золоченой мебелью в стиле Людовика XVI работы известного французского мебельщика Анри Жакоба. Кроме мягкой мебели для сидения, в залах дворца была представлена богатая корпусная мебель красного дерева с отделкой из золоченой бронзы и Севрского фарфора работы М. Карлена, А. Вейсвелера, Лакруа, Дагерра, Д. Рентгена и других знаменитых мебельщиков XVIII в. К сожалению, большая часть этой мебели была изъята в «Антиквариат» в конце 20-х - нач.30-х гг., другая же погибла в годы войны. Особое место в коллекции занимала русская мебель наборного дерева: бюро, ломберные столы и столики-бобики, мебель карельской березы и тополя. Целые гарнитуры и отдельные предметы мебели для обстановки дворца были выполнены по рисункам архитекторов В. Бренна, А. Воронихина и К. Росси. Во время эвакуации, в силу ряда причин, музейные работники были вынуждены оставить (частично) мебель во дворце. Так, например, полностью погибла обстановка Итальянского зала, мебель Воронихина из Малого кабинета и Парадной библиотеки Павла, Будуара Марии Федоровны и залов Войны и Мира, большой гарнитур Библиотеки Росси, состоящий из книжных шкафов, витрин, столов, стульев и банкет-лесенок волнистой березы, изготовленный мастером В. Бобковым по рисункам К. Росси в 1824 году. Погибли так же мебель Жилых комнат дворца, выполненная по рисункам К. Росси мастером Бауманом, оригинальная по форме и конструкции мебель Генриха Гамбса, стулья и кресла, выполненные по рис. Ч. Камерона и Дж. Кваренги, мебель которых является большой редкостью в собрании наших музеев. Хранитель фонда мебели А. В. Алексеева

ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА ПАВЛОВСКОГО ПАРКА

КАМЕНЬ

ЧАСЫ, СВЕТИЛЬНИКИ, БРОНЗОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРУГИХ МЕТАЛЛОВ
   Павловский дворец музей всегда славился обширной и разнообразной коллекцией декоративной бронзы. В состав коллекции художественной бронзы входят: подвесные осветительные приборы - фонари, люстры, настенные бра, кронштейны, переносные осветительные приборы - канделябры, жирандоли, миракли, шандалы. В данный раздел входят также часы, курильницы, таганы (напольные украшения каминов). Богатая коллекция декоративной бронзы формировалась одновременно с обстановкой залов двор- ца, т. е. в 80 -90 гг. XVIII в. Она отражала стилистические особенности своего времени и высокий вкус владельцев Павловска - вел. кн. Павла Петровича и его жены вел. кн. Марии Федоровны. Дворец еще только строился, а для него уже были заготовлены хрустальные люстры, фонари, стеклянные, в виде опрокинутого колокола, большие и маленькие, с богатым и более скромным хрустальным убором. Первоклассные произведения декоративной бронзы и другие предметы были привезены Павлом Петровичем и Марией Федоровной из длительного путешествия по Европе в 1781-1782 гг. Со сменой архитекторов и стилистических направлений в искусстве менялся во дворце и характер осветительных приборов и других предметов убранства, которые выполнялись по проектам или рисункам архитекторов В. Бренна и А. Н. Воронихина. Значительное место в убранстве парадных и жилых апартаментов Павловского дворца занимали каменные вазы трех отечественных гранильных фабрик, а также вазы, выполненные в Италии в кон. XVIII - нач. XIX в. Первый невосполнимый ущерб убранству Павловского дворца-музея был нанесен ранро-дажей музейных коллекций через «Антиквариат» в 1928 - 34 гг. Из Павловска были проданы люстры русской работы кон. XVIII в. с рубиновыми, зелеными, голубыми стержнями, первоклассные часы, канделябры и др. предметы, которые сейчас находятся в музее Хилвуд (Вашингтон), музее Поля Гетти и др. музеях и частных коллекциях. Второй невосполнимый ущерб убранству дворца был нанесен Великой Отечественной войной 1941-45 гг. В пожаре дворца погибли все деревянные, резные, золоченые бра и торшеры Верхнего вестибюля, Зала Войны и Зала Мира, Тронного зала, Дворцовой церкви (по проектам В. Бренна). Сгорели все мастичные бра Белой столовой. Не были эвакуированы люстры-светильники молочного стекла по рис. А. Н. Воронихина Белой столовой. (Найдены после войны фрагменты.) Погибли 3 уникальных фонаря Тронного зала из стекла и крашеной жести с богатым хрустальным убором работы мастерской И. Цеха, утрачены и две люстры этого мастера кон. XVIII в. Не была эвакуирована жирондоль русской работы кон. XVIII в. (парная сохранилась). Утрачено большое количество переносных осветительных приборов - канделябров, мираклей, шандалов, выполненных в кон. XVIII - нач. XIX в. из различных материалов: фарфора, стекла, бронзы русской и французской работы. Утрачено большое количество стеклянных фонарей в виде опрокинутого колокола с хрустальным убором, русской работы кон. XVIII в. Такие фонари были распространены в убранстве дворцов XVIII - нач. XIX в. За единичным исключением фонари из Павловского собрания погибли в годы войны. Значительное место в убранстве интерьеров Павловского дворца занимали люстры-светильники из белого алебастра в виде полушара или чаши с резными цветочными и др. орнаментальными мотивами, выполненные в Италии в кон. XVIII - нач. XIX в. В залах дворца было также большое количество алебастровых ваз, ларцов, настольных украшений в виде храмов итальянского Возрождения кон. XVIII - нач. XIX в. Алебастровые вазы были самых различных форм: урны, кратеры, амфоры, чаши, яйцевидной формы, украшенные ажурным резным бортом, листьями аканта, гирляндами рози др. цветов. Иногда тулово алебастровых или мраморных ваз было декорировано барельефами сложных композиций на мифологические темы, выполненных в мраморе, алебастре или золоченой бронзе. Ручки ваз также представляли большое разнообразие. Они были в виде змей, стилизованных орлов, крылатых грифонов, химер. Безвозвратно утрачена огромная мраморная ваза с подписью Н. Жилле 70-х гг. XVIII в., а также вазы из различных яшм, порфира, оникса, флюорита русской, итальянской и английской работы кон. XVIII - нач. XIX в. Единичные фрагменты светильников, ваз сохранились, но восстановить их в настоящее время почти невозможно. Утрачены также осветительные приборы павильонов Павловского парка: Розового, Вольера, памятника «Супругу-благодетелю» и др. Но несмотря на огромные утраты 1928-34 гг. и 1941 -45 гг., павловское собрание предметов де- коративной бронзы и предметов из цветного камня остается одним из самых значительных в нашей стране.

А. А. Васильева