Этот том продолжает цикл справочно-информационного издания "Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны". В каталоге - впервые за прошедшие пятьдесят пять лет со дня окончания Великой Отечественной войны - делается попытка свести воедино все потери российских музеев в минувшей войне.
   В декабре 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации была создана Государственная комиссия по реституции культурных ценностей. На первом же заседании было принято решение - приоритетным направлением ее деятельности считать работу над полным каталогом утраченных в минувшей войне российских культурных ценностей. Тогда, девять лет тому назад, мало кто предполагал, насколько трудной будет эта задача. Парадоксально, но за все послевоенные годы реальных усилий в этом направлении не предпринималось. Коллективу специалистов Министерства культуры пришлось иметь дело с хаотическим нагромождением документов и свидетельств, рассредоточенных в архивах различных министерств и ведомств.
   В первую очередь подлежали обработке фонды материалов Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков. Гигантская по объему работа, проделанная комиссией по определению объема причиненного противником ущерба, имела один существенный недостаток: по ее материалам трудно было определить, что именно было вывезено из Советского Союза, а что было уничтожено на месте или пришло в негодность в результате бомбардировок, пожаров и разрушений. Кроме того, комиссия установила ущерб, нанесенный лишь 64 особо ценным музеям из 427 пострадавших советских музеев. Всего на территории России от рук оккупантов пострадало 173 музея, из них десятки вообще были стерты с лица земли. Число утраченных движимых объектов культуры составило, по данным комиссии, сотни тысяч единиц хранения.
   В условиях военной разрухи и нечеловеческого напряжения сил в борьбе над врагом члены Чрезвычайной государственной комиссии сделали все, что было в их силах. Отсутствие каких-либо систематизированных, точных и документально подтвержденных данных потерь объясняется просто: гитлеровцы, разоряя наши музеи, дворцовые комплексы, библиотеки, учреждения культуры, педантично вывозили или уничтожали их инвентарные книги, каталоги, учетную и другую документацию. Вывоз российских культурных ценностей был организован продуманно и масштабно, с чисто немецкой тщательностью. В условиях войны не жалели ни средств, ни транспорта, ни рабочей силы - все для того, чтобы без потерь вывезти конфискованные ценности в рейх и понадежнее там спрятать. Прятали в специальных хранилищах, в шахтах, в имениях нацистов. Ну а что считали недостойным высокого эстетического вкуса нацистских главарей - безжалостно уничтожали.
   В послевоенное время в ходе поисков на оккупированной советскими войсками территории Германии была обнаружена часть награбленных культурных ценностей, часть вернулась из американской зоны оккупации. После этого в СССР практически прекратили заниматься целенаправленным и настойчивым поиском утраченных российских ценностей. Более того, в течение 1955-1960 гг. в ходе беспрецедентного по масштабу возвращения огромного массива трофейных культурных ценностей бывшей ГДР предпринимались шаги по списанию утраченных в период войны экспонатов. Надо признать, что до сих пор ряд крупных музеев страны не знает до конца объема своих военных утрат. В послевоенные годы архивные документы по этой тематике были засекречены; необработанные и не систематизированные, они были доступны лишь узкому кругу архивных работников.
   Для того чтобы восстановить картину российских культурных потерь в минувшей войне, понадобились новые масштабные архивные изыскания. Были обследованы фонды 14 федеральных и ведомственных архивохранилищ Российской Федерации. Была изучена и систематизирована часть обнаруженных трофейных архивных документов так называемого "Оперативного штаба Розенберга", занимавшегося целенаправленным разграблением культурных ценностей на оккупированных советских территориях. Очень помогли архивные материалы трагически погибшего немецкого исследователя Георга Штайна, отдавшего много лет своей жизни поиску Янтарной комнаты и других утраченных российских ценностей.
   Составители предельно корректно отбирали данные для публикации, отбрасывая все, что вызывало сомнения или могло быть подвергнуто сомнению последующими исследователями. Ведь нужно было установить точный объем массива культурных ценностей России, возвращенного из поверженной Германии. В условиях послевоенной неразберихи не все возвращаемые культурные ценности попадали по назначению. Так случилось с числящимися утраченными псковскими иконами, оказавшимися после возращения в Россию в других музеях. Все это требовало тщательной, вдумчиво и кропотливой работы. Приходилось буквально отсеивать зерна от плевел, по крупицам собирая и проверяя информацию, поступавшую из российских музеев.
   Однако даже то, что было скрупулезно отобрано для публикации, намного превышает предполагаемый урон и те сведения, которые публиковались в послевоенные годы. За прошедшие полвека выявился истинный объем утрат. Вот только один пример. В годы войны пострадали более ста российских провинциальных музеев, обладавших огромными ценностями. Считавшиеся краеведческими, они имели в своих фондах редчайшие иконы, картины мастеров западноевропейской и русской живописи, ценнейшие археологические экспонаты, включая знаменитое скифское золото, нумизматические коллекции, предметы декоративно-прикладного искусства. Но сегодня мы даже не знаем простого перечня утраченного, так как инвентарные книги этих музеев были либо вывезены, либо уничтожены. Исчез, пропал безвозвратно, без следа целый пласт национальной культуры, который ничем уже не восполнить и не компенсировать, который даже в виде простого перечня, не говоря уже о каталоге, мы никогда не сможем опубликовать.
   Великая Отечественная война продолжает напоминать о себе не только болью наших утрат, но и спорами о судьбе культурных ценностей других государств, перемещенных после войны в бывший Советский Союз. Их судьбу решать необходимо. Продолжать делать вид, что проблемы не существует, и хранить ценности мировой культуры в запасниках и спецхранах, как это долгое время делали в СССР, неразумно и бессмысленно. Учитывая международную важность вопроса, Государственная Дума определила необходимость принятия специального закона по этому поводу. 15 апреля 1998 г. такой закон был принят и вызвал большой резонанс. В 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", уточнив его отдельные положения. 25 мая 2000 г. была принята новая редакция закона, отвечающая нормам российского законодательства и международного права. В соответствии с законом постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 2001 г. вместо Государственной комиссии по реституции культурных ценностей был образован Межведомственный совет по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны.
   Осуществляемая подготовка и публикация "Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны" уже сегодня позволяет Минкультуры России вести диалог с иностранными государствами о возвращении незаконно вывезенных произведений. За последние годы вернулись: из Германии в Екатерининский дворец - флорентийская мозаика и комод XVIII в., принадлежавшие убранству Янтарной комнаты; в Московскую патриархию - особо чтимая чудотворная икона "Видение Старца Дорофея" XVII века; из США в Государственный Русский музей - картина "Портрет Петра Басина" кисти О.А.Кипренского; из Польши в Гатчинский дворец - акварель XVIII века "Вид Монрепо"; из Любека в Старую Руссу - бронзовый колокол 1672 г.; из Германии в Екатерининский дворец - акварель М.А.Зичи "Бракосочетание Николая II с Александрой Федоровной"; обнаружен и возвращен Государственной Третьяковской галерее рисунок И.М.Прянишникова 1880 г. "Музыканты". За каждым таким возвращением стоит кропотливая работа специалистов Департамента по сохранению культурных ценностей, музейных и архивных сотрудников.
   Эти положительные результаты утверждают необходимость планомерной и тщательной работы Минкультуры России по уточнению и регистрации потерь России в годы Великой Отечественной войны. "Сводный каталог..." позволяет России включиться в международный процесс восстановления исторической справедливости в отношении культурных ценностей, разбросанных войной по всему миру. Подобные каталоги активно создаются и действуют практически во всех европейских странах. Их главная цель - добиться международного признания самого факта хищения или утраты музейного экспоната и способствовать розыску и возвращению на родину пропавших произведений искусства. Так считаем и мы: без полного реестра потерь не может быть и речи о целенаправленном поиске и возвращении потерянного Россией в годы военного лихолетья. Без него невозможен цивилизованный справедливый диалог с другими странами. Вместе с тем есть еще одна важная цель, которую решают подобные каталоги, - призыв к международному сотрудничеству, взаимопониманию и взаимному уважению в решении сложных межгосударственных проблем в этой области. Мы искренне надеемся, что российский каталог, публикацию которого мы продолжаем настоящим томом, будет в равной степени служить этим двум благородным целям.
   Издание "Сводного каталога" осуществляется Редакционным советом во главе с заместителем Министра культуры Российской Федерации П.В.Хорошиловым и Руководителем Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России А.И.Вилковым. Выпуск каталога не был бы возможен без тщательной и кропотливой работы целого коллектива специалистов-архивистов, музейных хранителей и просто добровольных помощников, который с самого начала возглавил заместитель начальника отдела Департамента по сохранению культурных ценностей Н.И.Никандров. В их числе: старший научный сотрудник Института российской истории М.С.Зинич, эксперт Государственной Думы Э.С.Кузьмина, проректор Университета культуры А.М.Мазурицкий, руководитель Координационного центра по поиску культурных ценностей города Калининграда А.А.Овсянов, журналисты С.В.Кузаков и Т. Н. Игнатович, коллекционер-филокартист С.С.Розанов. В расцвете творческих сил ушел из жизни научный сотрудник ГАРФа Андрей Никитин, успевший обработать трофейные материалы "Штаба Розенберга" и личный архив Георга Штайна.
   Сейчас к выпуску готовятся тома, посвященные потерям российских музеев Смоленска, Новгорода, Пскова, Петергофа. Уточняются списки потерь музеев Орла, Воронежа, Твери, Курска и других пострадавших от немецкой агрессии городов и регионов России.
   Мы надеемся, что наш каталог с уважением и пониманием будет воспринят прежде всего в Германии. Мы надеемся, что наш каталог заинтересует специалистов - музейных работников и историков искусств. Мы хотим надеяться, что наш каталог станет настольной книгой для арт-дилеров и владельцев аукционных домов, специализирующихся в области русского искусства. Мы приложим все усилия для того, чтобы российские культурные утраты стали составной частью мировых информационных баз данных пропавших и утраченных произведений искусства.
   Мы уверены в том, что наш каталог будет интересен всем нашим согражданам, кому небезразлична судьба российского культурного наследия.

Редакционный совет