ОБ УТРАЧЕННЫХ ЭКСПОНАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ, ВХОДИВШИХ В
СОСТАВ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ 1940-1941 гг.
"ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ"
Документальная хроника поиска
В 1940 г. Государственным Русским музеем
была сформирована передвижная выставка "Основные этапы развития русской
живописи", в состав которой вошли 183 произведения (144 -живопись и 39 -
графика) из основного музейного фонда. В начале лета 1940 г. выставка была
отправлена (акт временной выдачи № 341 от 11.06.40) по маршруту Нальчик-Керчь в
сопровождении представителей музея - директора передвижной выставки и научного
сотрудника-экскурсовода. Спустя год - в первых числах июня 1941 г. - выставка,
уже побывавшая в ряде городов Северного Каказа, Донбасса и Крыма, была передана
на временное хранение Алупкинскому музею (акт передачи № 394 от 06.06.41) и
открыта в нем для зрителей. Здесь ее и застала Великая Отечественная война.
Эвакуировать художественные ценности не успели. Выставку закрыли, экспонаты
сложили в ящики и в упакованном виде оставили на хранение в Алупкинском дворце.
После оккупации Крыма дворец был разграблен. Затем представители крымского
отделения штаба Розенберга, руководившего массовым вывозом культурных сокровищ
с захваченных территорий, подготовили отправку оставшейся части коллекций
Алупкинского дворца в Германию. Большинство из вывезенных произведений пропали
бесследно.
В соответствии с распоряжением Комитета по делам искусств при Совете Народных
Комиссаров СССР (исх. № 317-328 от 23.08.44) о представлении "описи
поврежденных, погибших и вывезенных оккупантами музейных ценностей"
Государственным Русским музеем было составлено "Экспертное заключение о
стоимости ущерба, нанесенного экспонатам Государственного Русского музея в
результате военных действий". В этот список вошли все сто восемьдесят три
экспоната из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской
живописи".
После освобождения Крыма от фашистской оккупации начался поиск произведений,
входивших в состав передвижной выставки Государственного Русского музея. Из
письма директора Алупкинского дворца-музея А. Г. Ротенберг от 21.08.44
следовало, что после освобождения Крыма было обнаружено только двадцать пять
произведений из состава этой передвижной выставки. Остальные сто пятьдесят
восемь экспонатов считались "исчезнувшими" и были внесены в акт ущерба,
причиненного немецкой оккупацией. В сентябре 1944 г. специальная комиссия в
составе директора Алупкинского дворца-музея А. Г. Ротенберг, заместителя
директора В. А. Клименко, главного хранителя музея Е. Я. Вильчевской и
командированных Управлением по делам искусств СНК РСФСР профессора МГУ Ш. М.
Розенталь и кандидата искусствоведческих наук А. Н. Лужецкой представила акт №
б/н от 27.09.44, в котором 155 произведений из коллекции Государственного
Русского музея зафиксированы как утраченные (музей в то время не имел
возможности командировать из Ленинграда в Крым своего сотрудника).
В ноябре 1948 г. Государственный Русский музей получил извещение от Комитета по
делам культурно-просветительских учреждений о поступлении в Крымский областной
отдел культпросветработы десяти найденных в Германии произведений из состава
передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи", которые были
временно оставлены на хранении в Крыму.
В 1948 г. из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов
Ленинграда по акту обратного приема № 244 от 11.05.48 в Государственный Русский
музей были возвращены тридцать пять произведений из состава передвижной
выставки "Основные этапы развития русской живописи", поступившие из отдела
реституции в Берлине. В 1951 г. из Государственной Третьяковской галереи на
основании распоряжения Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
(исх. № СП-953/32 от 06.09.51) были возвращены два экспоната из числа
вывезенных во время Великой Отечественной войны в Германию из Алупкинского
дворца-музея (акты обратного приема № 341 от 24.11.51 и № 341-а от 10.12.51). В
ходе длительной переписки между Государственным Русским музеем, Симферопольской
картинной галереей, Комитетом по делам культурно-просветительских учреждений
при Совете Министров РСФСР было установлено, что Крымский областной отдел
культпросветработы через Крымский областной краеведческий музей передал
Симферопольской картинной галерее документально десять % (фактически - девять)
произведений из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской
живописи". Пять из них были оставлены на постоянном хранении в Симферопольской
картинной галерее (приказы Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
№ 575 от 22.05.51, № 63 от 19.01.53, акт безвозвратной выдачи № 1028 от
26.12.51). Одно произведение - И. Е. Репин "Портрет Дистерло" (этюд к картине
"Заседание Государственного Совета") - было возвращено в Ленинград на основании
приказа Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (№ 63 от
19.01.53). Три произведения - П. А. Федотов "Ай, я несчастная...", П. А.
Федотов "А что, так скоро...", А. А. Иванов "Жених, покупающий кольцо" -
позднее также были возвращены в Государственный Русский музей (акт обратного
приема № 478 от 25.05.55).
Одно произведение - М. М. Иванов "Вид на деревню Мишкетку" - фактически не было
передано Симферопольской картинной галерее и после долгих поисков было
обнаружено в помещениях бывшей художественно-реставрационной мастерской
Крымского областного краеведческого музея. Возвращено в Государственный Русский
музей из Крымского областного краеведческого музея (акт обратного приема № 381
от 03.07.53).
В 1950-е годы Государственный Русский музей проводил активный поиск двадцати
пяти экспонатов, находившихся документально на временном хранении в Алупкинском
дворце-музее. Однако тогда их фактическое местонахождение установить не
удалось. В середине 1960-х гг. появились данные о судьбе еще одиннадцати
произведений из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской
живописи". Согласно письмам Алупкинского дворца-музея (исх. № 54 от 20.01.66,
исх. № 311 от 19.08.80, № 99 от 11.04.85) при образовании Алупкинского
дворца-музея в 1956 г. среди произведений, полученных из Государственной дачи
(размещавшейся после Великой Отечественной войны в Алупкинском дворце),
находились одиннадцать экпонатов из коллекции Государственного Русского музея.
Они были внесены в инвентарь Алупкинского музея, так как на момент поступления
не было известно об их принадлежности другому музейному учреждению. По просьбе
Государственного Русского музея (исх. № 1342/1-3 от 21.06.85) все эти
произведения были возвращены в его фонды (акт обратного приема № 2659 от
23.04.86).
В 1970-1980-е гг. работа по возврату утраченных экспонатов продолжалась.
Государственный Русский музей неоднократно обращался в Ялтинский
территориальный совет по управлению курортами профсоюза с просьбой о возврате
картины С. Ф. Щедрина "Вид в окрестностях Неаполя" и в Симферопольский
художественный музей с просьбой о возврате картины А. И. Куинджи "Ночь на
Днепре", входивших в состав передвижной выставки "Основные этапы развития
русской живописи". К сожалению, эти произведения до сих пор так и не вернулись
к своему законному владельцу.
В 1998 г. благодаря усилиям Департамента по сохранению культурных ценностей
Министерства культуры Российской Федерации в результате комплекса предпринятых
мер возвращен в Россию "Портрет Петра Васина" работы О. А. Кипренского. История
его возвращения чрезвычайно интересна. В 1955 г. австрийский парламент передал
Союзу еврейских общин Австрии ценности, хранившиеся со времен Второй мировой
войны в средневековом монастыре Марбах около Вены.
Считалось, что все собранные в нем художественные предметы были конфискованы
нацистами у евреев. Поэтому более тысячи предметов антиквариата, чьи владельцы
были неизвестны, оказались выставлены в октябре 1996 г. Союзом еврейских общин
Австрии совместно с крупнейшим аукционным домом "Кристи" на большой
благотворительный аукцион. Среди представленных лотов под номером 385 значился
"Портрет Петра Васильевича Васина".
Информация о портрете была тщательно проверена специалистами Департамента по
сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации,
были подготовлены все необходимые юридические документы, доказывающие право
собственности России на шедевр О. А. Кипренского. В ноябре 1997 г. российская
сторона поставила в известность аукционный дом "Кристи" о судьбе портрета и
обратилась с просьбой о содействии в его приобретении у нового владельца. Им
оказался американский гражданин Рональд С. Лаудер - известный коллекционер,
увлекающийся русской культурой и искусством.
Узнав историю картины, господин Лаудер принял решение безвозмездно передать ее
России. В дни 100-летнего юбилея Государственного Русского музея "Портрет Петра
Васина" работы О. А. Кипренского был доставлен из Америки в Санкт-Петербург и -
спустя 58 лет! - занял свое место в музейной экспозиции.
Таким образом, на сегодняшний день из ста восьмидесяти трех экспонатов,
входивших в состав передвижной выставки 1940-1941 гг. "Основные этапы развития
русской живописи", пятьдесят четыре произведения вернулись на постоянное
хранение в фонды Государственного Русского музея. Поиск продолжается. Надеемся,
что его документальная хроника в скором времени пополнится новыми сообщениями о
возвращении утраченных в годы Великой Отечественной войны музейных ценностях.
С. А. Ятенко,
заведующий отделом учета экспонатов
Государственного Русского музея
Авторы аннотаций: И.Б.Верховская, Л.В.Вихорева,
Р.И.Дашкина, Ю.Г.Епатко, В.Ф.Круглое, Н.Н.Крылов, К.В.Михайлова, С.В.Моисеева,
А.В.Соболева, Е.И.Столбова, Н.М.Штример