ОБ УТРАЧЕННЫХ ЭКСПОНАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ, ВХОДИВШИХ В СОСТАВ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ 1940-1941 гг.
"ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ"
Документальная хроника поиска
   В 1940 г. Государственным Русским музеем была сформирована передвижная выставка "Основные этапы развития русской живописи", в состав которой вошли 183 произведения (144 -живопись и 39 - графика) из основного музейного фонда. В начале лета 1940 г. выставка была отправлена (акт временной выдачи № 341 от 11.06.40) по маршруту Нальчик-Керчь в сопровождении представителей музея - директора передвижной выставки и научного сотрудника-экскурсовода. Спустя год - в первых числах июня 1941 г. - выставка, уже побывавшая в ряде городов Северного Каказа, Донбасса и Крыма, была передана на временное хранение Алупкинскому музею (акт передачи № 394 от 06.06.41) и открыта в нем для зрителей. Здесь ее и застала Великая Отечественная война. Эвакуировать художественные ценности не успели. Выставку закрыли, экспонаты сложили в ящики и в упакованном виде оставили на хранение в Алупкинском дворце. После оккупации Крыма дворец был разграблен. Затем представители крымского отделения штаба Розенберга, руководившего массовым вывозом культурных сокровищ с захваченных территорий, подготовили отправку оставшейся части коллекций Алупкинского дворца в Германию. Большинство из вывезенных произведений пропали бесследно.
В соответствии с распоряжением Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (исх. № 317-328 от 23.08.44) о представлении "описи поврежденных, погибших и вывезенных оккупантами музейных ценностей" Государственным Русским музеем было составлено "Экспертное заключение о стоимости ущерба, нанесенного экспонатам Государственного Русского музея в результате военных действий". В этот список вошли все сто восемьдесят три экспоната из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи".
После освобождения Крыма от фашистской оккупации начался поиск произведений, входивших в состав передвижной выставки Государственного Русского музея. Из письма директора Алупкинского дворца-музея А. Г. Ротенберг от 21.08.44 следовало, что после освобождения Крыма было обнаружено только двадцать пять произведений из состава этой передвижной выставки. Остальные сто пятьдесят восемь экспонатов считались "исчезнувшими" и были внесены в акт ущерба, причиненного немецкой оккупацией. В сентябре 1944 г. специальная комиссия в составе директора Алупкинского дворца-музея А. Г. Ротенберг, заместителя директора В. А. Клименко, главного хранителя музея Е. Я. Вильчевской и командированных Управлением по делам искусств СНК РСФСР профессора МГУ Ш. М. Розенталь и кандидата искусствоведческих наук А. Н. Лужецкой представила акт № б/н от 27.09.44, в котором 155 произведений из коллекции Государственного Русского музея зафиксированы как утраченные (музей в то время не имел возможности командировать из Ленинграда в Крым своего сотрудника).
В ноябре 1948 г. Государственный Русский музей получил извещение от Комитета по делам культурно-просветительских учреждений о поступлении в Крымский областной отдел культпросветработы десяти найденных в Германии произведений из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи", которые были временно оставлены на хранении в Крыму.
В 1948 г. из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда по акту обратного приема № 244 от 11.05.48 в Государственный Русский музей были возвращены тридцать пять произведений из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи", поступившие из отдела реституции в Берлине. В 1951 г. из Государственной Третьяковской галереи на основании распоряжения Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (исх. № СП-953/32 от 06.09.51) были возвращены два экспоната из числа вывезенных во время Великой Отечественной войны в Германию из Алупкинского дворца-музея (акты обратного приема № 341 от 24.11.51 и № 341-а от 10.12.51). В ходе длительной переписки между Государственным Русским музеем, Симферопольской картинной галереей, Комитетом по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР было установлено, что Крымский областной отдел культпросветработы через Крымский областной краеведческий музей передал Симферопольской картинной галерее документально десять % (фактически - девять) произведений из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи". Пять из них были оставлены на постоянном хранении в Симферопольской картинной галерее (приказы Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР № 575 от 22.05.51, № 63 от 19.01.53, акт безвозвратной выдачи № 1028 от 26.12.51). Одно произведение - И. Е. Репин "Портрет Дистерло" (этюд к картине "Заседание Государственного Совета") - было возвращено в Ленинград на основании приказа Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (№ 63 от 19.01.53). Три произведения - П. А. Федотов "Ай, я несчастная...", П. А. Федотов "А что, так скоро...", А. А. Иванов "Жених, покупающий кольцо" - позднее также были возвращены в Государственный Русский музей (акт обратного приема № 478 от 25.05.55).
Одно произведение - М. М. Иванов "Вид на деревню Мишкетку" - фактически не было передано Симферопольской картинной галерее и после долгих поисков было обнаружено в помещениях бывшей художественно-реставрационной мастерской Крымского областного краеведческого музея. Возвращено в Государственный Русский музей из Крымского областного краеведческого музея (акт обратного приема № 381 от 03.07.53).
В 1950-е годы Государственный Русский музей проводил активный поиск двадцати пяти экспонатов, находившихся документально на временном хранении в Алупкинском дворце-музее. Однако тогда их фактическое местонахождение установить не удалось. В середине 1960-х гг. появились данные о судьбе еще одиннадцати произведений из состава передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи". Согласно письмам Алупкинского дворца-музея (исх. № 54 от 20.01.66, исх. № 311 от 19.08.80, № 99 от 11.04.85) при образовании Алупкинского дворца-музея в 1956 г. среди произведений, полученных из Государственной дачи (размещавшейся после Великой Отечественной войны в Алупкинском дворце), находились одиннадцать экпонатов из коллекции Государственного Русского музея. Они были внесены в инвентарь Алупкинского музея, так как на момент поступления не было известно об их принадлежности другому музейному учреждению. По просьбе Государственного Русского музея (исх. № 1342/1-3 от 21.06.85) все эти произведения были возвращены в его фонды (акт обратного приема № 2659 от 23.04.86).
В 1970-1980-е гг. работа по возврату утраченных экспонатов продолжалась. Государственный Русский музей неоднократно обращался в Ялтинский территориальный совет по управлению курортами профсоюза с просьбой о возврате картины С. Ф. Щедрина "Вид в окрестностях Неаполя" и в Симферопольский художественный музей с просьбой о возврате картины А. И. Куинджи "Ночь на Днепре", входивших в состав передвижной выставки "Основные этапы развития русской живописи". К сожалению, эти произведения до сих пор так и не вернулись к своему законному владельцу.
В 1998 г. благодаря усилиям Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации в результате комплекса предпринятых мер возвращен в Россию "Портрет Петра Васина" работы О. А. Кипренского. История его возвращения чрезвычайно интересна. В 1955 г. австрийский парламент передал Союзу еврейских общин Австрии ценности, хранившиеся со времен Второй мировой войны в средневековом монастыре Марбах около Вены.
Считалось, что все собранные в нем художественные предметы были конфискованы нацистами у евреев. Поэтому более тысячи предметов антиквариата, чьи владельцы были неизвестны, оказались выставлены в октябре 1996 г. Союзом еврейских общин Австрии совместно с крупнейшим аукционным домом "Кристи" на большой благотворительный аукцион. Среди представленных лотов под номером 385 значился "Портрет Петра Васильевича Васина".
Информация о портрете была тщательно проверена специалистами Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, были подготовлены все необходимые юридические документы, доказывающие право собственности России на шедевр О. А. Кипренского. В ноябре 1997 г. российская сторона поставила в известность аукционный дом "Кристи" о судьбе портрета и обратилась с просьбой о содействии в его приобретении у нового владельца. Им оказался американский гражданин Рональд С. Лаудер - известный коллекционер, увлекающийся русской культурой и искусством.
Узнав историю картины, господин Лаудер принял решение безвозмездно передать ее России. В дни 100-летнего юбилея Государственного Русского музея "Портрет Петра Васина" работы О. А. Кипренского был доставлен из Америки в Санкт-Петербург и - спустя 58 лет! - занял свое место в музейной экспозиции.
Таким образом, на сегодняшний день из ста восьмидесяти трех экспонатов, входивших в состав передвижной выставки 1940-1941 гг. "Основные этапы развития русской живописи", пятьдесят четыре произведения вернулись на постоянное хранение в фонды Государственного Русского музея. Поиск продолжается. Надеемся, что его документальная хроника в скором времени пополнится новыми сообщениями о возвращении утраченных в годы Великой Отечественной войны музейных ценностях.

С. А. Ятенко,
заведующий отделом учета экспонатов
Государственного Русского музея


   Авторы аннотаций: И.Б.Верховская, Л.В.Вихорева, Р.И.Дашкина, Ю.Г.Епатко, В.Ф.Круглое, Н.Н.Крылов, К.В.Михайлова, С.В.Моисеева, А.В.Соболева, Е.И.Столбова, Н.М.Штример