ПРЕДИСЛОВИЕ
   Государственная Третьяковская галерея является одним из крупнейших и старейших музеев национального изобразительного искусства России, имеющих мировое значение. Галерея была основана в середине XIX в. московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Создание галереи как национального общедоступного музея русского искусства стало делом и смыслом его жизни. В 1892 году П. М. Третьяков подарил Москве свою коллекцию, около двух тысяч произведений, вместе с домом и садом.
   После смерти Павла Михайловича дело его рук и души продолжало жить и развиваться. Коллекция росла. Жители Москвы и других городов России дарили или приносили на закупку произведения, хранившиеся в семьях как фамильные реликвии.
   Все предыдущие и последующие поколения сотрудников Третьяковской галереи искали, а зачастую и спасали от уничтожения произведения великих и несправедливо забытых русских художников, понимая необходимость показа национального искусства в его историческом развитии.
   Третьяковская галерея стала одним из известнейших музеев, где демонстрируются подлинные шедевры национального искусства. Ее коллекция насчитывает более 100 тысяч единиц хранения.
   Не зарастает тропа к дому Третьякова. Трудно найти в России человека, не побывавшего хотя бы один раз в любимой Третьяковке, расположенной в тихом переулке Замоскворечья. Государственная Третьяковская галерея отнесена Указом Президента Российской Федерации к числу наиболее ценных объектов культуры нашей Родины.
   Коллекция каждого музея, как и коллекция Третьяковской галереи, является единым целым, объединенным концепцией музейного собрания.
   Утрата даже одного произведения, а тем более части коллекции из нее наносит невосполнимый ущерб не только собранию музея, но и всему музейному фонду страны как единой культуре народов России.
   Коллекцию Третьяковской галереи сохраняли и спасали в лихие годы революции, гражданской войны, в страшные 30-е гг., как с помощью государства, так и благодаря самоотверженности рядовых сотрудников галереи, преданных своему делу. Начало военных действий в июне 1941 г. и быстрое продвижение фашистских войск вглубь страны поставило первоочередную задачу перед государством и сотрудниками галереи - спасение коллекции. Началась срочная упаковка произведений. Двумя эшелонами ценнейший хрупкий груз был отправлен за Урал.
   В конце мая 1945 г. Третьяковская галерея вновь открыла свои гостеприимные двери для посетителей. Однако не все произведения прошли через войну 1941 - 1945 гг. целыми и невредимыми. Часть произведений исчезла. История исчезнувших картин такова: в далекие 30-е гг. на основании распоряжений Комитета по делам искусства за период с 1930 по 1937 г. были выданы из коллекции Государственной Третьяковской галереи во временное пользование 38 произведений XVIII, XIX и начала XX вв. для украшения интерьеров полномочных представительств СССР в Германии, Австрии, Чехословакии и Польши.
   Весьма порочна практика украшать учреждения экспонатами из музеев, но нельзя винить музейщиков - это были 30-е годы, и этим все сказано.
   Сразу по возвращении из эвакуации начался розыск этих картин. На запрос о судьбе выданных произведений Министерство иностранных дел СССР сообщило, что никаких художественных ценностей в помещениях бывших посольств СССР в 1945 г. не обнаружено. Картины надо считать похищенными во время фашистской оккупации или уничтоженными в полосе военных действий.
   Становится ясным, что никаких действий по розыску художественных произведений тогда не было предпринято. Согласно распоряжению Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР 38 произведений живописи были списаны с государственного инвентаря и исключены из коллекции Третьяковской галереи.
   Таким образом ушли навсегда такие прекрасные и неповторимые подлинники, как "Слепые нищие на ярмарке в Малороссии" В. Маковского, "Зимний вечер" и "Копны" Н. Дубовского, "Сосны над обрывом" И. Шишкина - все это было куплено П. М. Третьяковым и входило в "золотой фонд" галереи, как и редчайшая вещь XVIII в. "Пашков дом в Москве". А нашумевшая в свое время серия Л. Борисова, сделанная на Севере у самоедов и целиком купленная П. М. Третьяковым, стала не полной.
   Однако общеизвестно, что "рукописи не горят". Существует множество примеров в мировой музейной практике, когда произведения художников, местонахождение которых десятилетиями было неизвестно, находятся самым чудесным и необъяснимым образом. Может быть, и наши картины живы и дождутся своего возвращения в стены старого доброго дома Третьякова.

Главный хранитель Государственной Третьяковской галереи
Л.Ромашкова