Новости из музеев и реставрационных организаций

Владимиро-Суздальский музей заповедник

Сабурова М.А.
(Владимиро-Суздальский музей заповедник)

Данные об атрибуции находок, обнаруженных П.И.Куглюковским под Покровским собором в г.Суздале

В 1999 году состоялась передача савана из усыпальницы Покровского собора в фонды Суздальского музея. Саван был обнаружен П.И.Куглюковским при вскрытии одной из гробниц усыпальницы под собором в 1972 году.

Судя по отчету П.И.Куглюковского, хранящемуся в архиве Института археологии РАН (Дело Р-1, № 4999) и по отчету П.И.Куглюковского, находящемуся в Суздальском музее, саван был найден в погребении–2 и принадлежал Евдокии Ивановне Сабуровой – первой жене сына Ивана IV. Из отчета следует, что в дубовой колоде скелет погребенной был покрыт тканью, располагавшейся от черепа до фаланг ног. Кроме того, под саваном на черепе находился волосник и две косы.

В отчете П.И.Куглюковского приведен план усыпальницы Покровского собора, известный по работе В.А.Варганова, где указаны поименно места захоронений ссыльных цариц, великих княжон и иных представителей знатных родов Московского государства. По данным А.В.Варганова, в юго-восточном углу было захоронение Евдокии Сабуровой. Оно обозначено цифрой 5, что соответствует номеру списка погребенных, приложенному к плану (Варганов В.А. Очерки истории и культуры. Ярославль, 1971, с. 149).

П.И.Куглюковский в отчете привел план усыпальницы, данный В.А.Варгановым, и указал штриховкой могилу Евдокии Сабуровой, обозначив её номером 2, а под номером 1 было исследовано погребение Васильчиковой (№ 4 по В.А.Варганову). Саван Евдокии Сабуровой был реставрирован в 1995 году, спустя 23 года после извлечения его из гробницы. Реконструкция его в цвете воссоздана студенткой Суздальского художественного училища Ириной Николаевной Калиновой. Это была дипломная работа, осуществленная под руководством реставратора А.К.Елкиной. В процессе работы была проведена консервация, удаление загрязнений, укрепление сохранившихся фрагментов и их дублировка. Ткань была исследована на красители, рассмотрена в ультрафиолетовых лучах. Затем была выполнена реконструкция с помощью совмещения деталей орнамента на отдельных фрагментах в единый рапорт.

Саван представляет собой остатки итальянской (венецианской) шелковой камки с крупным рапортом. Орнамент камки носит название «гранат». Он скомпонован из листьев и цветов граната и окантован фигурной рамой округлой формы. Орнамент, вписанный в раму, соединяется с соседними рамами по горизонтали – розетками, а по вертикали – через фигурные линии.

По заключению А.К.Елкиной, «при создании орнамента камчатого шелка используется разница между настилом основы и утка (атласное и сатиновое переплетение)». Узор выполнен, как она считала, в два цвета: желтый и оранжево-розовый. Желтая окраска одной системы нитей сделана куркумой – азиатским растением Curcuma longa. Корни куркумы с глубокой древности использовались для крашения шелка в желтый цвет. Оранжево-розовым цветом окрашена другая система нитей. Для их окраски использован орсейль – средиземноморский лишайник. На реконструкции орнамента савана выделено два цвета – желтый и оранжево-розовый (Рис. 1).

Зав. фондом тканей Оружейной палаты И.И.Вишневская высказала несогласие с цветовым решением савана из гробницы Евдокии Сабуровой. Она считает, что краситель арсель давал фиолетовый цвет, а куркума – желтый и что описываемый саван скорее был темно-красного или темно-лилового цвета, что совпадает с цветом фелони ХVI века, хранящейся в Оружейной палате (охранный № фелони 2436, Инв. колл. ТК-2245). Ткань фелони сшита из итальянской камки с использованием золотной нити. Орнамент на ней аналогичный нашему савану, цвет фелони красно-коричневый с лиловым оттенком.

В Оружейной палате хранится фрагмент савана из царских гробниц. Саван Ивана IV тоже из камки. Он красного цвета. На нем орнамент состоит из вазона с цветами граната.

Большую работу по изучению погребального инвентаря из бывшего Вознесенского собора проводят сотрудники Московского Кремля.

Начало некрополя Вознесенского собора было положено в 1407 году вдовой вел. кн. Дмитрия Донского. Как известно, собор был взорван в 1929-1930 годах. Незадолго до уничтожения монастыря сотрудникам музея Кремля удалось добиться разрешения на перенос белокаменных саркофагов в Архангельский собор Кремля, где они сохранились до наших дней.

Сейчас ведется кропотливое изучение находящихся в саркофаге погребений, в том числе уцелевших деталей текстиля, интересующих нас саванов, которые в течение нескольких столетий делались из итальянской камки. Тщательно изучается разнообразие орнамента на них, красители, способ обертывания усопших, а также использование этой ткани не только для савана, но и для платов, а также в качестве подкладки для шитой одежды.

Точная фиксация сотрудниками Московского Кремля инвентаря погребенных должна послужить примером при исследовании древних монастырских некрополей.

На исторической экспозиции в г. Суздале необходимо исправить ошибки, связанные с неправильной документацией головных уборов и савана из гробницы Покровского собора. В отчетах и изданиях П.И.Куглюковскогоданы сведения, что волосники были найдены в гробнице 2 (Евдокии Сабуровой) и в погребении 3, находящемся в северном подкрылечном помещении (П.И.Куглюковский. О вскрытии гробниц в Покровском соборе. Арх.открытия 1972 г. М., 1973, с. 70 и 72).

В погребении 1, где была похоронена Васильчикова, ничего, кроме тапочек, не было найдено (см. работы П.И.Куглюковского, указанные выше).

Приложение

План усыпальницы Покровского собора из работы А.В.Варганова «Очерки по истории архитектуры» (с нумерацией П.И.Куглюковского № 1 и № 2)

Вестник, № 6 (2002 г.)