Министерством культуры Российской Федерации в 2000 году зарегистрировано  26 музейных краж, в том числе, 7 - из музеев федерального ведения. Среди них: Государственный Литературный музей, Политехнический музей, Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы", Государственный историко-художественый и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Российский этнографический музей и др.
  22 марта 2001 года в 15 час. 15 мин. из экспозиционного зала № 330 Государственного Эрмитажа была совершена кража живописного полотна Ж.-Л.Жерома "Бассейн в гареме" (Франция, 1876 г., х., м., 73х62). Авторский холст вырезан по периметру острым предметом. В связи с недостатком кадров музейных смотрителей доступ в зал № 330 ограничен, пост милиции в нем не предусмотрен, картина сигнализацией не оснащена.
  Комиссия Минкультуры России проверила на месте обстоятельства данного хищения и пришла к выводу, что одной из причин совершенного преступления стала недостаточность организационных и технических мер со строны Службы безопасности Государственного Эрмитажа по созданию условий для сохранности экспонатов, наиболее уязвимых с точки зрения безопасности.
  В перилж 1998 - 2000 гг. осуществлено обследование состояния безопасности в 15 музеях федерального ведения (Гос. музей Востока, Гос. музей истории космонавтики им. К.Э.циалковского, Мемориальный музей немецких антифашистов, Гос. Исторический музей, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник и др.).
  Анализ материалов, полученных в ходе проверок состояния безопасности музеев показывает, что не всегда вопросы совершенствования безопасности и сохранности коллекций занимают приоритетное место в работе администраций музеев. Установлены нарушения нормативных требований по охране и защите музейных фондов.
  Проверка Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника показала, что функции обеспечения режима и безопасности совмещают главный хранитель музея и заместитель директора по АХЧ. Учитывая их основные обязанности, это не позволило до сих пор разработать полный пакет внутренних нормативных документов, определяющих тактику охраны и пожарной безопасности музеев, защиту людей и культурных ценностей.
  Недостаточно эффективно осуществляется контроль за внутримузейным передвижением экспонатов. Так, 2 ноября 2000 года в результате несанкционарованного проведения лекции с использованием фондовыз материалов в Российском Этнографическом музее был уиерян редкий экспонат - художественное изделие из войлока (Киргизия, XIX в.). Данный случай говорит о нарушении порядка оформления документов на выдачу музейных предметов,  используемых при проведении сотрудниками музея занятий со специальными группами и об отсутствии контроля со стороны администрации за работой таких групп.
  Серьезные недостатки имеются в ведении ключевого хозяйства (Государственный Литературный музей), ослаблено внимание к вопросам технической укрепленности зданий, экспозиционных залов, витрин (Политехнический музей, Музей МХАТ, Всероссийский историко-этнографический музей).
  В ряде музеев должным образом не налажен пропускной режим (Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов). О том же свидетельствует факт задержания работниками вневедомственной охраны двух сотрудников Государственного Эрмитажа при их выходе из музея с личными вещами коллекционного характера, при этом, соответствующие документы на право выноса предметов не было оформлены.
  Во избежании ситуаций, могущих повлечь за собой кражу или порчу культурных ценностей, Министерство культуры Российской Федерации обращает самое серьезное внимание руководителей музеев и библиотек федерального ведения на вопросы комплексной безопасности объектов культуры и обязывает принять дополнительные меры по усилению охраны и защиты фондовых собраний, предотвращению их хищений и утрат.
   Не исключая возможности террористических и диверсионных актов в музеях и библиотеках, их руководителям следует принять неотложные мера как по обеспечению безопасности объектов, так и по организации действий при поступлении иннформации об угрозе террористического характера.
  В ходе проведения работ необходимо:
  1. Провести дополнительный инструктаж персонала охраны и сотрудников объектов культуры о мерах безопасности и действиях на случай чрезвычайных ситуаций в соответствии с "Инструкцией по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации". Совместно с правохранительными органами разработать внутренние инструкции и провести практические занятия по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  2. Принять меры по укреплению охраны и ликвидации неисправностей в системах охранно-пожарной сигнализации, механическому укреплению дверей, чердачных и подвальных помещений и т.д. При оснащении объекта средствами защиты предусмотреть инструментальный контроль на пронос крупных металлических предметов с помощью электронных металлоискателей.
  3. Усилить контроль за вносом в музеи и библиотеки ручной клади. Все проносимые подозрительные предметы должны досматриваться, а габаритные сдаваться в камеры хранения также с предварительным досмотром. Обратить особое внимание на оставленные без присмотра предметы (кейсы, коротбки, свертки), содержимое урн и т.д.
  4. Ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию и в помещения объекта. Не допускать нахождение на территории объекта культуры, особенно в ночное время, посторонних лиц, предметов, грузов.
  Руководителям учреждений культуры взять выполнение указанных мероприятий под личный и постоянный контроль.

  Первый заместитель Министра                               Н.Л.Дементьева