Проект концепции художественного образования
в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

   Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования человека как целостной личности, его духовности, творческой индивидуальности.
  Концепция художественного образования Российской Федерации (далее -  Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
  Концепция  отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:
 -  право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
  - свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
  - обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  Концепция определяет стратегические направления  государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы  развития  художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.  
  Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны.
  Практическая реализация этой сверхзадачи  должна  опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.
  Система художественного образования включает в себя эстетическое воспитание, общее художественное образование  и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования  осуществляется  во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Целями художественного образования на современном этапе являются:
  - обеспечение реализации Национальной доктрины
образования в Российской Федерации;
  - повышение значимости  культуры и искусства в общем образовании;
  - сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
  Исходя из них, художественное  образование  призвано обеспечить осуществление следующих задач:
  - формирование и развитие  эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,  создание на этой основе эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
  - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также  педагогических кадров для системы  художественного  образования;
  - сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
  - приобщение граждан России  к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры,  лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  - реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности и общества;
  - широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, способствующего раскрытию их творческого потенциала;
   - формирование культуры межнационального общения посредством искусства через изучение художественных традиций  народов России;
  - использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик  арт-терапии;
  - привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции  асоциального  поведения;
  - вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
  - выявление и поддержка одаренных детей и молодежи,  обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
  Осуществление вышеперечисленных целей и задач художественного образования связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся:
  - культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
  - усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
   - второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
  - расширение платных форм обучения, невозможность приобретения специальных инструментов и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
  - чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.
  Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
  Содержание  художественного образования включает в себя:
  - формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей  изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
  - формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности  различных  видов искусств;
  - формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.  
  Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
  - формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  - формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  - формирование самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
  Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности каждого этапа. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его целостными художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.
  Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
  - непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, начало обучения с раннего возраста;
  - мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
  - опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
  - комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин  на основе взаимодействия различных видов искусств;
  - распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
  - внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к одаренным личностям и другим особым категориям учащихся.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Внедрение данной Концепции предполагает комплекс социально-психологических, организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:
  - формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой  деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;
  - взаимодействие органов управления культурой  и образованием  на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;
  - сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;
  - определение правового статуса  и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;
  - непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом  лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
  - усиление роли образовательной области "Искусство"  на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства;
  - активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
  - издание  новых учебников, учебных пособий, монографий  по искусству, истории художественной культуры;
  - совершенствование деятельности учреждений  культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;
  - разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;
  - проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления  состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;
  - повышение качества и развитие системы подготовки  и  переподготовки педагогических кадров  с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций  в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;
  - существенное укрепление материально-технической базы  образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;
  - создание льготных условий  налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;
  - повышение роли современных информационных средств и  технологий в художественно-образовательном процессе.

*    *

  Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.
  Для успешного воплощения Концепции необходима разработка программы развития художественного образования как комплекса мероприятий направленных на разработку документов, конкретизирующих излагаемые в Концепции положения,   обеспечивающих  их внедрение в практику.
  Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере.  Реализация ее будет служить дальнейшему процветанию отечественной культуры, всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны.